«Притяжение»: Ох, уж это ваше Чертаново
На Северное Чертаново (оказывается, есть еще и Южное!) падает потерявший маскировку и сбитый доблестными Воздушно-космическими силами России, межпланетный аппарат. Район падения оперативно и эффектно оцеплен, но есть погибшие, среди пострадавших — дочка военного коменданта полковника Лебедева (главный вежливый человек в фильме сыгран Олегом Меньшиковым) старшеклассница Юля. Пока строгий папа следит, чтобы земляне сгоряча не ударили по пришельцам, девушка лазает по развалинам и знакомится с гуманоидом — чужеродным, но вполне себе симпатичным. «Просто он из Питера», — так Юля аттестует звездного гостя любопытным родственникам. Это одна из немногочисленных шуток картины, не менее сосредоточенной, чем комендант Лебедев, который вынужден отбиваться от начальства, коллег в форме и разъяренной московской толпы, не прекращая поиски компромисса как с пришельцами, так и с собственным ребенком.
В положении хуже губернаторского не только Лебедев, но и режиссер Федор Бондарчук, старательно выполняющий почти невыполнимую задачу в чрезвычайно враждебной среде. Кинотеатрам нужны жанровые хиты, критикам — смыслы и формы, Фонду кино — хорошие цифры, а зрителям русское кино как-то не очень. В этой атмосфере он удачно прикинулся ветошью и, сильно не отсвечивая, сделал свое дело. Не говорил громких слов, не обещал золотых гор. «Притяжение», несмотря на рекламу и имя в титрах, тихая бомба. Выходит на экраны в месяце, заполненном «оскаровскими» драмами, имея какое-то до неузнаваемости среднее название (легко представить, как под тем же словом запускается Андрей Звягинцев) и вполне скромный для фантастики с падающим звездолетом бюджет. Чтобы найти общий язык со зрителями, «Притяжение» почти полностью составили из хорошо усвоенных по зарубежному кино мотивов, сюжетных ходов и изобразительных решений. Не буду травмировать читателей перечислениями: фильм напоминает добротный и вполне универсальный диджей-сет. Это не штампы, а удачно сведенные знакомые мелодии, которые без пауз следуют одна за другой. Что-то узнаешь сам, где-то включишь Shazam. Кажется, просто, но собрать их воедино, да так, чтобы кино работало, держало ритм, зажигало зрителей экшеном, двигало вперед историю, а герои при этом все-таки не казались безжизненными куклами — поди попробуй.
Главная радость «Притяжения» — почти подвиг в российском контексте — то, что мы видим на экране современную жизнь, да, усредненную и лакированную (какие-нибудь «Чужие на районе», впрочем, тоже не шедевр реализма), но все-таки. Современность в нашей стране пока захвачена телевидением. Точнее каналом ТНТ, который полгода назад невольно устроил промоакцию московскому району Чертаново в своей «Ольге». Кстати, там играла и исполнительница главной роли Ирина Старшенбаум.
Духа настоящего наше кино боится как черта, предпочитая комфортабельное ретро на стыке с фэнтези, а Бондарчук — молодец. Между делом скажет, что телевизор зомбирует, и больше 15 минут смотреть никак нельзя (лого «Россия 1» перед титрами сверкает новыми красками). Затем реконструирует тоску по СССР подобранным для инопланетянина костюмом — Гагарин, Абдулов, офицерская шинель, бабушкин свитер, турецкий «адидас», сланцы. Побряцает милитаристскими амбициями (мы же так любим смотреть на камуфляж) и даже покажет эпизодического героя-омоновца (в форме и без — тест на внимательность для зрителя). Тихая дремота спального района, потихоньку превращающегося в гетто, которым управляют только агрессия, нетерпимость и скука — хорошая метафора, за которой можно увидеть не только Россию. Финальный вывод тоже на чудо резонный. Как помочь этой веселой планете? Поскорее унести ноги. Или вести обреченную борьбу за каждую конкретную душу, как это делает, например, школьный учитель в исполнении Евгения Коряковского. Глаза у него от педагогической практики предсказуемо безумные.
«Притяжением» Бондарчук берет реванш за неудачную интерпретацию «Обитаемого острова» братьев Стругацких. Линии двух фильмов интересно пересекаются, но новая история рассказана с другой стороны. От имени аборигенов. Оказывается, стоит перенести время и место действия в нашу сегодняшнюю точку существования, и сюжет о залетном госте из идеального мира начинает работать.
Конечно, не очень приятно думать, что живешь на планете Cаракш. Но это наша Земля.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой