Фестивали

Из Венеции без смс


Третий день в Венеции первый раз. Можно без реверансов?

Тай Чи. Реж. Стивен Фанг, 2012

С рюкзаком от вокзала на вапоретто, с вапоретто на аккредитацию, с аккредитацией в кинозал. В кинозале китайский фильм про кунг-фу (название латиницей — Tai Chi 0). Фильм, прямо скажем, не великий, но синематографическое впечатление крупное: главный герой пытается перебороть свою темную сторону (о наличии которой свидетельствует небольшой рог у него на лбу), а заодно выучить кунг-фу. Параллельно доказывает китайское право на национальное самоопределение и порицает западные технологии. В этом ему помогают режиссер Стивен Фанг и постановщик драк Саммо Хун (великий человек, как знают все, кто посещал видеосалоны). Кроме того, Тони Люн Ка Фай в роли невероятного мастера висит вниз головой значительную часть фильма. В общем, когда в титрах анонсировали сиквел, меня затрясло от несбыточных ожиданий. Впрочем, рано.

Измена. Реж. Кирилл Серебренников, 2012

Первым в конкурсе был показан фильм Кирилла Серебренникова. По-своему изощренный и сложно придуманный, он, конечно, достоин более тщательного разбора, чем смс-критика, однако до сих пор сложно не согласиться с замечанием западного коллеги: жаль, что этот фильм, столь принципиально рассматривающий проблему адюльтера вне российского контекста и каких бы то ни было реалий, не был снят на эсперанто. И актерам наверняка было бы легче произносить европеизированные фразы, и публика, особенно критически настроенная, повела бы себя умнее. В ином случае театральный, метафоричный, операторски продуманный кинематограф Серебренникова вызывает слишком много вопросов, на которые не найти ответов в самой ткани фильма. Что нового сказал режиссер о супружеской жизни или человеческой натуре? Кажется, ничего.

Суперзвезда. Реж. Ксавье Джанноли, 2012

Впрочем, конкурсные фильмы второго дня также не блистали оригинальностью посыла. Французский «Суперзвезда» (Superstar) Ксавье Джанноли кажется натерпевшимся от Вуди Аллена и его «Римских приключений» (как и «Реальность» Маттео Гарроне), потому что в серьезном ключе пересказывает коллизию внезапно проснувшегося знаменитым Роберто Бениньи. Когда не самая удачная шутка Аллена превращается в серьезный фильм — жди беды. Джанноли бичует и корыстные медиа, и тупых зрителей, и, что показательно, немощного героя. К которому, впрочем, в финале прибивается Сесиль Де Франс.

Рай: Вера. Реж. Ульрих Зайдль, 2012

Предсказуем в своих откровениях и Ульрих Зайдль, представивший на Венецианском кинофестивале вторую часть трилогии «Рай» с подзаголовком «Вера». Его героиня медсестра Аннамария первые полчаса картины неистово молится, умерщвляет плоть и вывозит на дом к заблудшим душам статуэтку «странствующей девы Марии», а потом дома у Анны поселяется ее бывший муж, мусульманин-калека (редкий жизнелюб и весельчак); тут налаженный конвейер литургий начинает давать сбои. Впрочем, как всегда у Зайдля, не такие сокрушительные, как может показаться из описания. Финал оставляет героиню неколебимой. Подкупает уютный постмодернистский юмор австрийца — то кошечка, которую его соотечественница по какой-то, судя по всему, национальной традиции держит в подвале, то мастурбация распятьем, по-видимому, призывающая освежить в памяти «Экзорциста».

Врата рая. Реж. Майкл Чимино, 1980

Печально, но ни один из показанных конкурсных фильмов пока не может соперничать с шедевром Майкла Чимино «Врата рая» (1980), восстановленная, почти четырехчасовая версия которого была представлена под долгие аплодисменты. Сам семидесятитрехлетний автор, которому вручили почетную награду, долго рассказывал со сцены о том, насколько он был поражен возможностями цифровых технологий: «Можно было даже изменить некоторые цвета!». Что ж, если цифровые технологии и нужно было зачем-то изобретать, то отреставрированных «Врат рая» достаточно в качестве оправдания. Это невероятный, поэтичный фильм, который рассказывает об Америке и американской мечте не меньше, чем о любовных треугольниках (впору авторам «Измены» прислушаться). Блестяще снятый Вилмошем Жигмондом, гулко ухающий в бездну сердца фильм после просмотра заставляет задуматься о судьбе кино как такового. Скорее всего, никогда больше не будет снят фильм, подобный «Вратам рая» — самоотверженно размашистый, воистину эпический и в то же время поэтичный, затрагивающий каждого — столь крупные формы отныне проходят по разряду аттракционов со всеми вытекающими последствиями. Что ж, к счастью, еще есть, что восстанавливать и реставрировать.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: