Визуальная антропология и Вернер Херцог
— Наш сегодняшний герой — режиссёр Вернер Херцог, хорошо известный своими художественными картинами. Но бóльшую часть его фильмографии составляют
Все фильмы Вернера Херцога — это фильмы о человеке, исследования человеческой природы. В книге «Херцог о Херцоге» он признаётся: «Я делаю антропологические фильмы в той мере, в какой героями этих картин являются люди, а не ландшафты». (Замечу, что при этом во всех работах Херцога очень интересная, богатая натура — у режиссёра уникальное чувство ландшафта, можно сказать, вагнеровского размаха.) Даже в его художественных фильмах много сцен, которые любопытны с этнографической точки зрения: в качестве мест съёмки автор часто выбирает самые экзотические уголки земного шара.
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
«Колокола из глубины» посвящены специфическому аспекту существования человека — его связи с религией и мистицизмом. Эта тема часто затрагивается в других документальных работах Херцога. Например, для проекта «Две тысячи лет христианству» он снял серию, которая называлась «Бог и обременённые». В ней рассказывалось о том, как католичество было воспринято в Гватемале. Казалось бы, мы все имеем
Вернер Херцог — это единственный режиссёр, который так последовательно, пристально и вдумчиво изучает разные формы религиозности. Херцог показывает, как люди вступают в контакт со сверхъестественным. Это могут быть как буддийские монахи, так и наши соотечественники. Однако его интересует не внутренняя суть ритуалов, а внешние, наиболее яркие формы обрядности, и чем они различаются в разных странах. Например, у Херцога есть фильм, который целиком состоит из выступления одного проповедника.
Кстати сказать, религиозные мотивы и особое отношение к природе прослеживаются даже в тех работах Херцога, где прямо о религии не говорится. К примеру, документальная лента «Встречи на краю света», рассказывающая о жизни на американской базе в Антарктиде, начинается с такого кадра: мы видим размытые силуэты людей, снятые
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
Картина, которую мы посмотрим сегодня, — не единственная работа Херцога о России. В 2010 году вышел фильм «Счастливые люди. Год в тайге», в котором рассказывается об одном малом сибирском народе, его обычаях и религиозных практиках. В картине «Колокола из глубины» много подробностей, которые мы можем знать из собственного опыта. Например, все знают фамилию Чумак или помнят, как в девяностые годы различные целители, экзорцисты и экстрасенсы собирали огромные залы в домах культуры по всей стране. И наверняка все слышали о новых религиозных движениях того времени: на рубеже
В «Колоколах из глубины» «Белого братства» нет. Зато есть другое религиозное движение, которое называется «Церковь последнего завета». В фильме мы увидим основателя этой организации — Виссариона, который проповедует на камеру. В отличие от многих документальных фильмов здесь нет закадрового текста — только прямая речь героев, что придаёт ленте цельность и достоверность. В фильмах Херцога всегда завораживает то, как герои говорят прямо в камеру: становится ясно, что они хотят
Такой же искусственной может показаться написанная широкими мазками панорама религиозной жизни России, которая, по всей видимости, отвечает личным представлениям режиссёра о русской душе и мистической судьбе нашей страны. Не знаю, как вы это воспримете — впечатления иностранцев воспринимаются носителями культуры всегда несколько курьёзно — но,
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
Обсуждение после просмотра
— Почему режиссёр монтирует вместе такие контрастные фрагменты? Например, сначала он показывает
— Вернер Херцог никогда не занимался толкованием собственных художественных решений. Но во всех его документальных фильмах используется один приём: достоверная документальная съёмка вырывается из одного контекста и помещается в абсолютно другой. Возможно, по прошествии семнадцати лет подобная реконтекстуализация делает предмет чересчур экзотичным, превращая картину о «русской духовности» и «религиозном фанатизме» в экспортный продукт.
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
Метод, использованный автором, конечно, не научен, это публицистическое или художественное высказывание. И я не думаю, что это произведение следует критиковать с точки зрения религиоведения. Его тут близко не лежало. Херцог и сам признался в интервью, что те двое, которые в фильме ползали по льду, — на самом деле местные алкоголики, которым заплатили, чтоб они это делали. Это никакие не «взыскующие града Китежа». Но
Вспомним, например, интервью с Юрием Юрьевичем Юрьевым. Любой человек, который хоть раз брал интервью, знает, что после того, как его «жертва» закончила говорить, нельзя сразу же задавать следующий вопрос. Она должна почувствовать себя неудобно и сказать
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
— Выходит, что
— Но это для вас диссонанс, а не для Херцога. С точки зрения марсианина, спустившегося на Землю, эта картина абсолютно адекватна.
Херцог, как и рядовой зритель, не является специалистом по религиозным обрядам, хотя снял их такое количество, которое дай Бог увидеть воочию каждому религиоведу. Я согласен, что в картине довольно «клубнички на берёзке», но мы не вправе предъявлять к ней научные претензии, потому что это прежде всего художественное произведение. Херцог не проводит границы между документальным и художественным.
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
— Вне зависимости от выбранной автором формы, в картине есть ощущение некой болезненности, присущей различным проявлениям религиозности. Эти кричащие бабушки, этот просветлённый Виссарион — все они
— Что в стереотипном сознании ассоциируется с «прихрамовой средой», показанной в фильме? Бабушки. Но если вы пойдёте в часовню Ксении Блаженной, то увидите ещё много всего интересного. Я там
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)
— Люди едины: и на Чукотке, и здесь. Мы одинаковы. И если нам нужна религия, то эта потребность — одна и та же. На Чукотке они идут к шаману, здесь идут к Виссариону. И вот этого единства я не увидел.
— «Люди от Магадана до Риги» — это условность. У нас было принято говорить с трибуны Съезда, что советский народ — это новая историческая общность. Но хотя у подавляющего большинства населения был одинаковый паспорт, едва ли всех можно было считать единым народом в культурном отношении. Потребность, о которой вы говорите, принимает разные формы, и у каждого человека она сформирована той культурной традицией, в которой он вырос. Херцог буквально силком тащит нас к мысли о том, что здесь есть некое единство, которого на самом деле,
— Основание для общности здесь есть, и если бы режиссёру удалось его подчеркнуть, то фильм бы получился более глубоким. Основание это можно найти в том состоянии социума, которое воплощает собой отчаянный бросок в направлении
Кадр из фильма Колокола из глубины (1993)