Эссе

Быть Стэнли Кубриком

В коллекционной книжной серии «Сеанс. Лица» пополнение: мы выпустили сборник, посвященный Стэнли Кубрику. Публикуем написанное специально для издания эссе Василия Степанова о том, почему Кубрик всегда с нами.

«Барби». Реж. Грета Гервиг. 2023
Photo Сеанс. Лица. Стэнли Кубрик купить

2023 год. Тизер одного из главных летних хитов под названием «Барби» завлекает зрителей буквальным ремейком открывающих сцен «Космической одиссеи»: детки в багровой доисторической пустыне крушат старых кукол, встретившись с гигантской эталонной блондинкой, заслонившей собой солнце. Барби — черный монолит, непостижимая сущность, знаковое явление современной поп‑культуры. Второй по значению летний блокбастер, «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, недвусмысленно отсылает к «Доктору Стрейнджлаву». Нолан давно уличен в кубрикианстве. Его фетишистский перфекционизм в работе с пленкой превратил его в главное действующее лицо юбилейного показа «Космической одиссеи» в Канне‑2018. Шедевру Кубрика исполнялось тогда пятьдесят лет, и Нолан впервые отправился на фестиваль, чтобы дать мастер‑класс — поделиться своим взглядом на фильм, детским и страстным, искренним и наивным: он впервые увидел «Одиссею» семи лет от роду, когда ее перевыпускали на волне успеха «Звездных войн». Энигма этого фильма осталась с ним на годы. По словам Нолана, все мы — не только кинематографисты — живем в мире, который сконструирован или придуман Стэнли Кубриком.

Речь, конечно, не только и не столько о предсказанных Кубриком в «Космической одиссее» технологиях FaceTime и Siri или социальном профетизме режиссера, снявшего «Заводной апельсин», а в целом о его взгляде на мир и кино — холодно‑отстраненном, но тотальном, проникающем во все сферы, и этой тотальностью околдовывающем.

Устремилось бы кино к тотальности IMAX и 3D, если бы Кубрик не открыл ему дорогу в эту одержимую эффектом присутствия реальность?
«Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971

Если говорить о «Космической одиссее», то ментальные абстракции Звездных врат, через которые прошел астронавт Боумен, пожалуй, куда значительнее самых точных футуристических прогнозов. Современный зритель — это человек, в которого вливается современный визуальный шторм. Движение и время, которые собирают кинематограф как цельный феномен, в этом фильме переосмысливаются столь радикально, словно Кубрик хочет предложить зрителю новую систему координат, очистить восприятие от привычных оппозиций «верх — низ», «большой — малый», «тело — разум». Это мир нулевой гравитации, которую фильм удачно имитирует на уровне рефлексов и новой сенсорики благодаря размерам экранов Cinerama и съемкам в формате Super Panavision 70. Устремилось бы кино к тотальности IMAX и 3D, если бы Кубрик не открыл ему дорогу в эту одержимую эффектом присутствия реальность? Не поэтому ли Стивен Содерберг в свое время кинулся перемонтировать именно «Космическую одиссею»? Самый простой способ снять Кубрика с пьедестала, осквернить его понимание движения и времени — разрушить ритм, денонсировать склейки.

Современный человек — человек смотрящий, его глаз бомбардируют бесконечные визуальные образы

В сравнении с музыкой, литературой и живописью кинематограф — искусство юное. И это, конечно, не мешает ему поразительно быстро устаревать. Можно долго и страстно говорить о новаторстве и изобретательности раннего кинематографа, о вечной актуальности тех или иных классических фильмов, но факт остается фактом — картины прошлого дряхлеют и выходят из оборота куда быстрее книг или симфоний. Зрители смотрят фильмы, влюбляются в них и откладывают их в сторону, чтобы найти себе что‑то посовременнее. Во многом, наверно, это связано с жаждой обновления взгляда и технологической гонкой, которую изнутри подстегивает типично кинематографическая амбиция — кино жаждет даже не отразить или выразить реальность, а подменить ее собой. А перед Кубриком эта страсть отчасти пасует — в чем тут секрет? Наверно, не только в его изобретательности или смелости.

«Цельнометаллическая оболочка». Реж. Стэнли Кубрик. 1987

Мы видим Кубрика везде. Как дух, он витает над водами сегодняшних визуальных медиа. Иногда является совсем уж буквально, например вселяясь в Сэма Мендеса, переснявшего «Цельнометаллическую оболочку» под названием «Морпехи» (как Федор Бондарчук чуть позже переснимет ее же под названием «Девятая рота»). Или в Альфонсо Куарона, возвращающего Боумена на Землю в «Гравитации» — теперь он женщина. Или в Джеймса Грея, посылающего вслед за Боуменом на край Солнечной системы Брэда Питта. Или в Дэвида Финчера, широко закрытыми глазами вглядывающегося в тайны семейной жизни в «Исчезнувшей». Или в Стивена Спилберга, который почтительно разбирался с наследием друга и учителя, подрезал его на повороте со «Списком Шиндлера», долго возился с проектом о Наполеоне и снял по замыслу Кубрика «Искусственный разум». Еще есть Николас Виндинг Рефн и его увлечение хореографией цветовых пятен, есть Ларс фон Триер и его барочное уединение, есть Даррен Аронофски и его радикальные метафоры и обобщения, есть Андрей Звягинцев с его изматывающими дублями — все это Кубрик, точнее, его отражение и преломление в чужих взглядах на то, какими должны быть режиссеры и кино. Список можно продолжать.

Его цитируют на правах общего места, он стал клише

Что такое Кубрик для современного кино? Черный монолит, стоящий в стороне от любых волн и течений и потому одинаково удобный и привлекательный для всех? Да, его сложно не увидеть. Для меня символический, центральный образ кино Кубрика — растопыренные металлическими проволочками глаза Алекса из «Заводного апельсина» или остекленевший зрачок астронавта, пересекающего границу миров. Современный человек — человек смотрящий, его глаз бомбардируют бесконечные визуальные образы. Каждый из нас — и герой, и зритель Кубрика.

«Cияние». Реж. Стэнли Кубрик. 1980

Его цитируют на правах общего места, он стал клише. Объем «мусорных» внедрений в наследие Кубрика необычайно высок. Пол У. С. Андерсон беззастенчиво перепел «Заводной апельсин» в своем дебютном «Шопинге» — Джуд Лоу в роли осовремененного Алекса из 1990‑х сообщает в основном о том, что человечество за прошедшие годы стало чуть мягче. Позднее Андерсон сделал и свою версию «Космической одиссеи» — «Горизонт событий». Идет постоянная работа по агрегации и адаптации визуального багажа Кубрика. Рекламщик Ридли Скотт начал карьеру с «Дуэлянтов», явно оглядываясь на «Барри Линдона», а затем не мог не поговорить с Кубриком в «Чужом» (через отрицание, конечно) и «Гладиаторе». Не нагружая особым смыслом, по‑своему парадоксально работают с его перфекционистским видением Панос Косматос («По ту сторону черной радуги»), Ричард Келли («Сказки Юга»), Кентен Дюпье («Смени лицо»). Хочется спросить: этот‑то куда? А вот так.

Кубрик в своих фильмах изображает мир как таинственное, но одновременно с этим постижимое пространство, и это дает надежду

Кубрик общедоступен, как кока‑кола, как водка, как картошка фри. Он и с душными интеллектуалами типа Михаэля Ханеке («Забавные игры» — не парафраз ли «Заводного апельсина»?), и с добродушными хипстерами (добрая версия HAL 9000 — Саманта из фильма Спайка Джонса «Она»), и с телеканалом «Россия», который в своих передачах о радиоактивном пепле и ударах возмездия копирует табло с маршрутами ракет и бомбардировщиков из «Доктора Стрейнджлава». Кубрик придумал не только электронный планшет, но и миф о «военной комнате», в которой нажимают на «красную кнопку». Уже из его фильма этот образ распространился по кино от «Марс атакует!» до «Терминатора 3».

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Реж. Стэнли Кубрик. 1963

Кубрик снял не так уж много фильмов, но его наследие даже после смерти только растет: количество публикаций, посвященных разгадке его феномена (фильмов по отдельности и автора в целом) увеличивается. Пожалуй, по количеству упоминаний с ним не смогут сравниться ни Ингмар Бергман, ни Андрей Тарковский, ни Орсон Уэллс… Никто из них не интересует исследователей и синефилов так остро, как Кубрик. Восхищение и раздражение зрителей и идут рука об руку. За ними едва поспевает конспирология, утверждающая, что у Кубрика все схвачено: это не кинематография, а криптография, не светопись, а тайнопись. Возможно, современному кино стоило бы уже оставить Кубрика в покое, но современный зритель сделал его главным режиссером мирового кинематографа не просто так. Кубрик в своих фильмах изображает мир как таинственное, но одновременно с этим постижимое пространство, и это дает надежду. Хаос и тайна, в которых живут его герои, невообразимы, но все же части из них он дает шанс выстоять перед напором мутной иррациональной реальности: ускользнуть от нее (как в «Широко закрытых глазах») или переродиться (как в «Космической одиссее»). В крайнем случае — утрет навернувшиеся от неизбежного фиаско слезы, похлопает по плечу, выпишет чек, чтобы расплатиться по счетам, и скажет всегда уместное в финале fuck.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: