«Бэтмен против Супермена»: В тесноте и обиде
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости. Реж. Зак Снайдер. 2016
На риторический вопрос пушкинского Сальери, совместимы ли гениальность и злодейство, или это все «сказка тупой бессмысленной толпы», сказки-кинокомиксы, любимые толпою, дают ответ: да, абсолютно. Фильм Зака Снайдера не исключение. Самый обаятельный и привлекательный персонаж, злодей Лекс Лютор (Джесси Айзенберг) — очень умный (пускай выглядеть гением на фоне оппонентов — в данном случае задача не из архисложных) и многослойный как торт «Наполеон». На вид — малохольный хипстер в рубашках в горошек, «филантроп и книголюб», миллиардер-сирота с трудным детством. На словах — спаситель мира; загодя готовит военно-стратегические сани к повторному визиту пришельцев из космоса. На поверку — маньяк; наоборот, мечтает превратить Землю в филиал мрачной планеты Криптон. В душе — вечный подросток и до старости щенок, которому в целом до лампочки, что творится во Вселенной, но интересно стравить в схватке двух знаковых супергероев и посмотреть, кто кого уделает. То есть — целевая аудитория «Зари справедливости».
Для адептов жанра новый фильм Зака Снайдера — событие не из ординарных. Во-первых (что, кажется, наименее важно) — это сиквел снайдеровского же «Человека из стали». Во-вторых, перезапуск экранных приключений Бэтмена. В-третьих — хотя и калорийная, не совсем уж сухарики от заведения (в качестве неофициального бюджета называют сумму порядка $ 410 млн), но все-таки затравка к основному блюду, «Лиге справедливости», масштабной кино-солянке на манер «Мстителей», релиз первой части которой заявлен на 2017-й год. Ну и, наконец, это первое игровое кино (в графических романах и мультфильмах такое уже бывало), где сходятся клюв к клюву Супермен и Бэтмен — интрига, которая способна завлечь в кинотеатр не только гиков, но и рядовых любителей блокбастеров, о чьих интересах Зак Снайдер печется, как умеет.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости. Реж. Зак Снайдер. 2016
За десятилетия отношения двух зрелых холостяков в трико обросли пухлым бэкграундом, в том числе и романтическим (тут, впрочем, ничего интригующего). На этот раз в качестве отправной точки конфликта выбран вариант, возможно, наиболее понятный широкому зрителю, а именно социальный. Герои ссорятся из-за житейско-бытовой ерунды, на уровне «Насвинячили, а убирать Пушкин будет?». Мир «Зари справедливости», где действие развивается попеременно в похожем на Москву пестреньком Метрополисе и неуловимо смахивающем на Питер, почти монохромном Готеме, для двух сверхчеловеков-однопланетян — что-то вроде коммунальной квартиры. В коммуналке, как и положено, обстановка перманентно накалена, пустяковые конфликты кончаются смертоубийством, царит брань, клокочут склоки и прет тяжелый чад с адской кухни, где Аннушка льет радиоактивное масло, постоянно что-то бурлит, взрывается или вырывается. В какой-то момент в коридор гигантским не прожаренным полуфабрикатом выскакивает Думсдэй, борьба с которым сплачивает худо-бедно трезвомыслящих жильцов — думается, ненадолго.
Из осязаемо жирного и красивого тумана (его много как в хлипком сюжете, так и в кадре), возникает то норнштейновская лошадь белая, то африканские террористы, то русский изувер Анатолий Князев с замысловатой татуировкой на кадыке (герб СССР с православным крестом по центру), то какие-то левые незнакомцы, невесть что делающие на чужой жилплощади. Всё это гости из будущего, персонажи грядущей «Лиги справедливости», из которых пары-тройки сцен удостаивается только Чудо-Женщина, приставленная эскортом к бобылю-Бэтману; Флэш и Аквамен, едва явившись, растворяются в тумане снова без здрасьте, до свидания и каких-либо объяснений.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости. Реж. Зак Снайдер. 2016
Два альфа-самца в шумном, но невеселом хозяйстве — Супермен и Бэтмен, травмированные «горячими точками», обиженные на мир военные ветераны, которым худо живется в обидной тесноте. Супермен — все тот же, что и в «Человеке из стали», открыточно-красивый и слабовозмутимый Генри Кавилл. Бэтмен — Бен Аффлек, чья кандидатура на эту роль представлялась общественности наиболее спорной. Аффлек как Аффлек; своего лучшего героя комиксов он сыграл в очень печальном и, соответственно, очень хорошем нуаре «Смерть Супермена». Сравнение этих двух выходов актера — повод не для аналитики, а для «коуба». С охальников наверняка станется смонтировать черно-белые кадры фильма 2006-го года, где 45-летний герой вынужден на лужайке неуклюже демонстрировать цирковым продюсерам, что Супермен из него еще ого-го, с прыжками нынешнего 43-летнего Аффлека. Должно получиться и смешно, и пронзительно.
Фильму юмора и пронзительности как раз не хватает. Бэтмен с сединою на висках немолод (Снайдер еще в бескомпромиссном шедевре «Хранители» проявлял к супергероям в первую очередь геронтофилический интерес), но не мудр. По отношению к одноклеточному, но пропитанному христианскими мотивами «Человеку из стали», не говоря об усердно морщащей лоб трилогии Нолана, новая лента ощутимо играет на упрощение; тут фирменная харизма Аффлека приходится кстати. Впрочем, библейский мотив сохранен: пару раз зрителя подводят к картине с ангелами и демонами, перед которой бывалый экскурсовод рекомендует вам раздумчиво постоять. Две трети фильма герои коротают во взаимных дрязгах. Супермен/ Кларк Кент строчит на «летучую мышь из Готэма» кляузы в родную газету, будто в собес: дескать, тот взял на себя функции правосудия. Бэтмен/ Брюс Уэйн (иногда ему снится, что он висит весь связанный, а тут заходит Супермен, но это ничего) завистливо попискивает из норы, что его молодой и популярный визави напрасно возомнил себя богом.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости. Реж. Зак Снайдер. 2016
В начале схватки бэтмобиль улетает в кювет, наткнувшись на суперменскую ногу, а расходятся оппоненты, как и сцепились, без видимой причины, на полпути кулака к подбородку вспомнив вдруг, что мать — это святое, и побратавшись. В бессмысленных и беспощадных шалманных драках такое случается. Цена братанию не велика, и ясно, что с обоих при случае станется не раз и не два побычить на предмет примуса, бабы или глотка «Ягуара». Шоу, не лишенное ночного микрорайонного саспенса; заслышав, поневоле пробудишься, да и выглянешь в окошко, но ждать повторения определенно не станешь. Спать хочется.
Также читайте:
«Бэтмен против Супермена»: Человек человеку бог. Рецензия Василия Степанов