Что происходит с «Союзмультфильмом» и российской анимацией? Интервью с Михаилом Алдашиным
Михаил Алдашин. Автор фото: Мария Павлова
— В этом году фестиваль «КРОК» посвящен молодой анимации — фильмам выпускников и студентов киношкол. Насколько подходы разных школ сильно отличаются?
— По фильмам отчетливо видно, что есть школы, в которых больше занимаются искусством анимации, самовыражением и
Правда, стало меньше хорошего экспериментального, «ненарративного кино». Практически все в этом роде, что было прислано на селекцию, оказалось вторично, так что в конкурс мы почти ничего не взяли.
— С чем связано, что эксперимента стало меньше?
— Думаю, многие режиссеры уже знают, что «КРОК» больше интересуется традиционным, повествовательным кино, и шлют именно такие фильмы.
— Это разделение — на авторское и индустриальное — настолько существенно, что фильмы порой довольно сложно сравнивать друг с другом.
— Да, это хорошо видно по строению историй. Фактически
При этом режиссер может выбрать и другой путь. Вот, например, Наталья Чернышева делает все фильмы одна, и там все очень просто нарисовано, почти ничего, а весь мир смотрит. И это становится большим волшебством, чем все компьютерные и коллективные работы, потому что у нее есть
«Снежинка». Реж. Наталья Чернышева. 2012
— В российском анимационном сообществе активно обсуждался вопрос поддержки выпускников анимационных вузов. Чтобы они не попадали в вакуум после обучения и имели возможность снять следующий фильм.
— Большинство из них попадает в вакуум только
— То есть можно говорить о кризисе местного анимационного образования? Есть ли сегодня
— Высшее образование — это
Что касается поддержки, то как студии могут это делать? Когда я работал на «Пилоте», то ходил и искал среди студентов ВГИКа художников и приглашал их на работу. Это поддержка? В этом смысле все студии поддерживают, но не всех. И это нормально. Если вы о «допобучении», то в
Если говорить об индустриальной анимации, то это система, где за нитку потянешь, и все поедет, весь чулок. Я не эксперт по восточной индустриальной анимации, но и так ясно, что все завязано на рынке. Пока всему миру будет дешевле переносить туда часть производственных процессов, отдавать туда большие объемы работы, Восток и будет развиваться. Это связано с разницей в стоимости жизни и прочей чистой экономикой. Надо ли и возможно ли к этому приблизиться — не знаю. Главное, чтобы не вышло боком, и мы не потеряли того, что имеем.
— Вы могли бы выделить
— Скорее нет, поскольку школ у нас несколько и они довольно разные.
— В чем это выражается?
— Просто смотришь и думаешь: ну, это вроде лет тридцать назад сделано. Мне это трудно объяснить. Можно делать милое кино, детское кино, но свежесть изображения, свежесть изложения истории,
«Хамелеон и бабочка» (Продюсерский центр «ВГИК-Дебют»). Реж. Дмитрий Морозов. 2015
— Многие патриотически настроенные продюсеры говорят, что наша мультипликация отличается от зарубежной «геном доброты».
— И Папа Римский говорил, что на советских мультиках надо воспитывать детей, учить доброте. Но он говорил
— Значит
— Отчего же, присутствуют особенности, конечно. И зависимость есть. Но намного сильнее зависимость от восприятия анимации как зрелища исключительно для детей. Я про российскую анимацию. Раньше на детские фильмы сознательно возлагали воспитательную, дидактическую функцию. И анимация прекрасно с этим справлялась. Сейчас умением воспитывать фильмами обладают немногие. А пытаются чуть ли не все, потому что на это деньги дают, поощряют.
— Пять лет назад, когда Владимир Путин встречался с художниками анимации и обсуждалась ситуация на «Союзмультфильме», говорилось о том, что «Союзмультфильм» может, с одной стороны, стать площадкой дебютного фильма, а с другой — продолжить советские традиции хороших детских историй.
— Да, было такое. Отличная, правильная идея была.
— И вас позвали на должность художественного руководителя «Союзмультфильма». Насколько удалось за последние три года вдохнуть в киностудию новую жизнь?
— Ну, частично удалось. На студию пришло много новых, талантливых и ярких людей. Кроме производства мы занялись культурными проектами и просвещением, выставками. Довольно широко начали развивать новую программу, планы были большие, но сейчас их пришлось свернуть.
— В каком смысле свернуть? Студия вернулась к той точке, с которой начинала три года назад?
— Нет, это уже
— А текущая ситуация на киностудии какая?
— Мне трудно сказать. Не знаю. На студии есть исполняющий обязанности директора, он
— Вы при этом продолжаете быть художественным руководителем?
— Нет, я уволен. Сокращен. Еще в августе. Сначала вывели за штат под видом реорганизации, мол это временно. Был обещан договор, но нынешний и.о. директора студии Глеб Давыдов впоследствии отказался его подписывать. Очевидно, это связано с тем, что Давыдов, как он сам говорит, собирается сделать из «Союзмультфильма» русский Pixar. Судя по всему, его не интересует мой опыт. Ну что, бог в помощь.
— Студия в последние годы продолжала развивать альманах «Веселая карусель», известный еще с советских времен. Для работы над новыми сериями вы приглашали дебютантов?
— Конечно. И не только режиссеров, но и сценаристов, и художников. Хотя этот альманах возник полвека назад, сам формат вполне допустим и в наши дни. Заново
— И какое будущее у «Веселой карусели» и остальных проектов студии?
— Не могу ответить. Сам пытался узнать, но из последнего разговора с и.о. директора не вынес ничего конкретного.
«Пык-пык-пык» («Веселая карусель» №39). Реж. Дмитрий Высоцкий. 2014
— Анимационная студия,
— Я думаю, да. Иначе государство бы не заботилось о ней. Поручением Путина «Союзмультфильму» была передана вся коллекция фильмов, выделено новое здание и субсидии на модернизацию, и тут надо уточнить — для чего это всё? До недавнего времени мы считали и делали все для того, чтобы студия развивалась в направлении, которое обозначили в своем небезызвестном письме Путину наши прославленные мастера: Норштейн, Назаров, Хржановский и другие. То есть студия должна в первую очередь делать высокохудожественное зрительское кино, которое является и достоянием культуры, и предметом народной любви. Лучшие фильмы, которыми гордится страна и восхищается весь мир, были сделаны на государственной киностудии «Союзмультфильм». Этот факт важен. Вот и сейчас она должна быть мерилом качества и вкуса, образцом того, что называют искусством анимации.
«Союзмультфильм» — не просто ФГУП, а национальное достояние, культурный феномен, как и студия Диснея в своем роде. Этот опыт надо изучать и использовать. С самого начала главным для нас было правильно устроить студию, но
— Что из себя должна была представлять «правильно устроенная студия»?
— Правильно устроенная — это та, на которой разумно сбалансированы творческая и административная составляющие. Когда три года назад меня туда пригласили и директором был Николай Маковский, мы так и начали. Появились фильмы приличные, за которые не стыдно. Пусть не много, но на много денег не давали. И все равно нас заметили простые зрители и фестивали, все отметили резкое повышение качества фильмов. И они уже принесли студии более тридцати призов российских и международных фестивалей. Разве не было бы мудро всем сказать: «Вот, это работает, зафиксируйте. Так студия и должна развиваться. И не трогайте, дайте работать». А если пойдет халтура — это же видно по результатам, — то всех уволить и набрать команду получше. Разве это не есть, собственно, государственная политика?
— Было ли
— Нет, никакого, слава богу.
Кроме того, мы не замыкались в рамках детского кино. Если появляются люди и хотят снимать другое, пожалуйста! Главное делать это талантливо. Когда Леня Шмельков начал сюжет для «Карусели» и стало очевидно —
«Союзмультфильм» должен быть, как я уже сказал, образцом качества в зрительском кино. Вот это словосочетание — «зрительское кино» — больше всего подходит для определения того, что «Союзмультфильм» делал и должен делать. Авторское зрительское кино, продолжающее традиции таких авторов, как Хитрук, Назаров, Норштейн, Котеночкин, Атаманов, Качанов и многих других.
— Этот путь на студии можно восстановить?
— Да. Нужно, прежде всего, собрать коллектив, лучших позвать. И мы пригласили всех, кого знали, всех, кто может делать хорошее кино. И тех, кто здесь, и тех, кто уехал.
— А
— По запускам — нет. Стояли за финансированием в общей очереди с остальными студиями. Часть проектов нам заворачивали, несмотря на то, что они прошли строжайший отбор худсоветом, в который входили Назаров, Норштейн, Петров, Носырев, Алексеев и др. То есть лучшие, талантливейшие, неподкупнейшие. Кто лучше них знает и может определить потенциал проекта? Можно ли мечтать о лучшей экспертизе?
— С авторским кино понятно. Но оно не приносит денег, а студии надо на
— Были и такие планы. Например, сериал, который уже идет по «СТС», «Три кота», стоял первым в списке наших проектов еще в 2013 году. Но в итоге его пришлось отдать другим продюсерам и извиняться перед режиссерами. Объяснить произошедшее я не могу. Это Кафка
— Почему?
— Потому что нужно нормальное продюсирование. Я бы сказал, талантливое. А у нас директор одновременно является продюсером, а это, извините, разные профессии. По сути, много чего нужно. Чтобы студия могла за счет собственных средств в любой момент запустить фильм в производство, потому что минкультовская процедура — очень долгая,
— Придя на студию, вы создали на ней режиссерские курсы.
— Это не моя идея, тоже один из пунктов программы наших мастеров. Год назад, при директорстве Андрея Добрунова, мы наконец организовали молодежное творческое объединение, отобрали талантливую молодежь, начали занятия и производство альманаха «Велосипед» из минутных фильмов. Штук десять начали. Пока готовы два, и они уже получили призы на «КРОКе». Неплохое начало. Но плохой конец. Курсы я свернул, вести их не с кем, все педагоги уволены новой администрацией. Точнее, их настоятельно попросили «по собственному», как у нас обычно делается.
— А что с остальной командой, которую вы привели на студию?
— Тоже почти все уволены или вынуждены были уйти. Могу сказать, что это были редкие кадры, отборные люди. Мне очень жаль.
— Свой собственный фильм в ближайшем будущем не собираетесь снимать?
— На «Союзмультфильме», как вы понимаете, не буду. А так возможностей достаточно. И было много, но я все отложил, студия была важнее.
— Реанимация «Союзмультфильма» возможна?
— С 2011 года студия содрогается, пытаясь ожить. Теперь новый виток. В декабре вроде бы должен быть конкурс на должность директора. Но на сегодня я не могу назвать ни одного достойного кандидата. То есть я могу назвать, но все они шарахаются при одном слове «Союзмультфильм». Ума не приложу, с чего бы… Странно, да? Скажу напоследок, что на студии нужен квалифицированный администратор с вменяемой программой развития и профессиональной командой. И главное, это должен быть авторитетный, опытный и знающий человек, кандидатура которого устроит и политическое руководство страны, и профессиональное сообщество. Если этого не будет — всё.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»