Фестивали
Эссе

Этот фестиваль — кладбище

Манифест, зачитанный в 1971 году на фестивале югославского короткометражного кино в Белграде и позже — на фестивале в Оберхаузене.

СЕАНС - 62 СЕАНС – 62

1) Прошлогодние нападки на социально-критическое кино, организованные и воплощенные в жизнь внешними силами, потерпели сокрушительное моральное поражение: сегодня, в практически не изменившихся условиях, все наперегонки ринулись если не в герои, то хотя бы в представители т. н. «небезразличного» кино, которое неожиданно вошло в моду в нашей традиционно буржуазной кинематографии. Мы захлебываемся информацией о жизни низших слоев общества, однако никто не может объяснить, почему они так живут, потому что это вынудило бы нас задать следующий вопрос: кто управляет нашей жизнью? В этой новой волне псевдо-«небезразличного» кино все довольствуются мелкими подробностями и подтверждают свою мнимую социальную храбрость на формальном уровне: как бы найти самого киногеничного бедняка, готового убедительно страдать на камеру? Мы отказываемся видеть в этой внезапной заботливости со стороны кинематографической элиты что-либо иное, кроме как новую форму блефа.

Желимир Жилник (слева) на кинофестивале в Оберхаузене. 1975
Те, кто называют себя молодыми, на самом деле уже средних лет.

2) При этом подобные фильмы претендуют на звание неких «репортажей с места событий». Но кому адресованы эти репортажи? Аудитория нашего документального кинематографа ограничена зрителями этого фестиваля. Делать фильмы о деклассированных элементах для этой публики — низость, потому как публика эта в любом кино ищет, прежде всего, высококачественного развлечения. Мы отказываемся снимать и поддерживать фильмы, которые обеспечивают этим зрителям идеологическое спокойствие — взамен их нужно ошарашить, испугать, оплевать. А для этого под прицел камеры нужно выволочь весь этот новоявленный средний класс, его эксплуататорскую роль и моральное банкротство. Только в таких фильмах может существовать подлинная свобода и подлинная художественность. Мы намерены продемонстрировать, что у «ответственных за наше будущее» нет ничего общего с фальшивым идеологическим рвением социального кино: в идеологическом плане те уже давно всё для себя решили и с тех пор руководствуются принципами власти, прибыли и успеха.

На съемках фильма «Маленькие пионеры». 1968
Продукты этого распада уже начинают попахивать.

3) Когда кто-то говорит о наличии молодого югославского кино, это тоже следует расценивать как очередную манипуляцию. Никакого молодого югославского кино нет и в помине. Те, кто называют себя молодыми, на самом деле уже средних лет, но что еще хуже, они самозабвенно благоволят сложившимся условиям кинопроизводства и добровольно не покидают пределов среды, которая их породила. Никто из кинематографистов, чьи работы представлены на этом фестивале, не согласится на тот риск и ту ответственность, которые начинаются за рамками дозволенного. По сравнению с молодым мировым кино наше «молодое кино» совершенно реакционное по духу: оно попросту воспроизводит клише несамостоятельной югославской кинематографии, знакомые нам в силу своей неискоренимой зловредности.

Оберхаузен: Коротко о главном Оберхаузен: Коротко о главном

4) Если мы не хотим увязнуть в собственном распаде (а продукты этого распада уже начинают попахивать), следующий фестиваль должен быть устроен по иным принципам. Мы требуем показов для людей за стенами этого зала. Помимо фильмов, снятых теми, кого больше интересуют социальные субсидии для короткого метра, чем подлинные творческие прорывы, мы требуем показов независимого, личного, неформального кино, снятого на 16 и 8 мм.

5) Этот фестиваль — кладбище, и все тут лежат рядом, могила к могиле, включая, разумеется, нижеподписавшихся.

Переводчик — Антон Свинаренко


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: