Сериал

«Оттепель». Критика о фильме


При желании на «Оттепель» можно написать вполне дежурную рецензию, оценив сценарий, игру актеров, работу камеры, костюмы, декорации, музыку. И тогда получится примерно такое перечисление. сюжет практически нигде не проседает, а понемногу начинает по-настоящему захватывать. Актеры — все — играют так, что ни за кого не стыдно, а за некоторых даже гордо. Картинка радует глаз, не ударяясь в рекламную отполированность. Костюмы и декорации, если не заниматься отлавливанием мелких несоответствий, соответствуют изображаемому времени. Главная музыкальная тема, как и положено в таких случаях, застревает в голове и совершенно не хочет оттуда выветриваться. То есть получается по всем статьям хорошо.
На этом рецензент мог бы с чувством выполненного долга закруглиться, если бы «Оттепель» не являла собой редкое для сегодняшней отечественной творческой продукции явление, относительно которого «не стыдно» не оказывается исчерпывающей похвалой.

Анна Наринская, КоммерсантЪ

 

В фильме, что удивительно для сериального кино, много не только крупных планов на «Мосфильме» (где, в основном, и происходит действие), но и общих планов Москвы начала 1960-х с тогдашними «победами», «москвичами», троллейбусами, десятками людей, одетых по тогдашним стандартам. Много и вечерне-утренних панорам, замечательных уже тем, что не видно новодела 1990–2000-х, нет никакой фирменной для нынешней Москвы подсветки, а на тротуарах — растрескавшийся асфальт, давно требующий ремонта. В очередной раз сомневаюсь: сегодня в кино действительно тратят столько — немыслимых — денег, чтобы воссоздать атмосферу прошлого? Или старый асфальт легко нарисовать на компьютере? Я покажусь вам наивным. Но знать этого не хочу.

Юрий Гладильщиков, Московские новости

 

Этот сериал — это похоть, в самом лучшем смысле этого слова. Камера наслаждается все время. Главный герой ездит на автомобиле «Москвич», двухцветном вишнево-кремовом шедевре промышленного дизайна, похожем на какой-то фантастический десерт. Когда с капота этого автомобиля стекают капельки — это похоже на лучшие рекламные ролики. Когда камера останавливается на платьях диоровского силуэта, с пышными юбками и осиными талиями, когда она показывает женское белье, комбинации, корсеты — тут трудно не стать фетишистом. Когда нам показывают водку, селедку, как в «Книге о вкусной и здоровой пище» хрущевского издания, красное вино с античными этикетками — это настоящее пиршество глаз, подлинный гламур и работа высочайшего качества.

Семен Кваша, The Hollywood Reporter

 

«Смешно, как в жизни», — много раз повторяет пьяный режиссер Егор Мячин (Александр Яценко) членам худсовета, заранее готовым его уничтожить. Смешно, как в жизни, — в эпизоде с заменой операторши Люси Полыниной (Яна Сексте) на «художника и говнюка» Хрусталева (Цыганов) я узнал свой любимый собственный биографический эпизод, когда меня долго увольняли из одной редакции, взяли уже на мое место одного моего знакомого, и мы почти полгода вместе ходили на работу, терпеливо ожидая, пока меня наконец выгонят; здоровались, болтали о чем-то. Нет, я, конечно, уважаю современное российское сериальное искусство, но меньше всего думал, что в каком-нибудь современном русском сериале обнаружится сцена, которая способна заставить меня рефлексировать всерьез, а не, как это обычно принято, отстраненно и иронически.

Олег Кашин, Colta.ru

 

Это история не про 1960-е и не про 2000-е, и уж тем более не про «Мосфильм», она про всегда, про любого и всякого, в каждый божий день. Отдельное чудо — то, что в 2013 году российским актерам удалось сыграть все эти экзистенциальные длинноты, да так, что вокруг них воздух закручивается невидимым вихрем; вообще, в «Оттепели» и вокруг нее много чудес — от абсолютно вневременной, как будто всегда существовавшей заглавной песни до гейлинии в прайм-тайме Первого канала, но самое главное, может быть, — это внезапный триумф русской актерской школы, когда чуть ли не впервые за двадцать лет в постсоветском кино есть не «отдельные удачные моменты», а все играют, перемахивая через самую высокую планку, с начала и до конца.

Юрий Сапрыкин, Афиша-Воздух

 

Герои «Оттепели» дружат, любят, работают и предаются чувствам — и знать ничего не знают о том, что происходит за пределами их мосфильмовского дворца. Жизнь, конечно, напоминает о себе: друг умирает, следователь обвиняет в несовершенном убийстве и пытается посадить, внеплановая беременность мешает карьере. Но живут герои все равно внутри сказки — и даже снимают своего рода волшебную историю: музыкальную комедию о любви девушки и бригадира на фоне поющих и танцующих ударников коммунистического труда.
И именно поэтому все высказанные в адрес режиссера обвинения — от сосредоточенности на жизни кинопавильона и его обитателей (вместо обличения тоталитарной действительности) до неправильных заварочных чайников в кадре — выглядят не только несостоятельными, но и неуместными.
Атмосфера шестидесятых, модели платьев, модели машин — сериал Тодоровского не про это; никто не ставил себе целью превратить многосерийный фильм в склад хорошо подобранного винтажного реквизита. Главный вопрос <…> на самом деле звучит так: а не снимал ли Тодоровский свою «Девушку и бригадира»? Не сделал ли историю о чудесной любви, фактурных изменах и мужской чести из так свойственного его героям желания снимать что угодно, лишь бы снимать?

Игорь Карев, Алексей Крижевский, Газета.ru

 

У «Оттепели» много проблем, это настоящий сериал-аллерген. Его не выдержат зрители, уставшие от надуманных любовных интриг, пьяных героев Ефремова и глянцевых мифов об СССР. Но стоит только поставить себе мысленную прививку — и становится страшно интересно. И тем, кто описываемую эпоху застал, и тем, кому она померещилась в нулевых, и тем, у кого она, возможно, впереди.

Егор Москвитин, РБК Daily


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: