Православная энциклопедия
Поп. Реж. Владимир Хотиненко, 2009
Официальное
название церковно-научного центра Русской православной церкви, давшее имя целому жанру современного российского кино, отвечающему за поиски Бога
на экране. Этот же термин используется для обозначения самых бесстыжих примеров манипуляции теологической риторикой. Родоначальником жанра считается Павел Лунгин. Его фильм «Остров» хотя и не
был напрямую поддержан «П. э.», но полностью отвечал заявленной теме. Грех, покаяние, молитвы и Петр
Мамонов, который со времен съемок в «Такси-блюз»
удачно сменил образ гениально пьющего музыканта
на неистового святого. Фильм был показан на открытии «Кинотавра» и закрытии Венецианского кинофестиваля, а его создатели были отмечены Патриаршими
грамотами (кроме режиссера наградили автора сценария Дмитрия Соболева и исполнителей главных ролей Петра Мамонова, Виктора Сухорукова и Дмитрия
Дюжева). Показанный в православное Рождество
2006 года по каналу «Россия» «Остров» Лунгина получил беспрецедентно высокий для российского фильма телерейтинг, тем самым открыв широкую дискуссию о том, насколько велик в российском обществе
спрос на «духовные ценности». Первым официальным
последователем жанра п. э. стал Владимир Хотиненко,
снявший по заказу одноименной кинокомпании пятисерийный документальный сериал «Паломничество
в вечный город», а затем игровую драму «Поп» про
Сергея Маковецкого в рясе. Его дело с успехом подхватил молодой режиссер Андрей Прошкин, переосмысливший в костюмной драме «Орда» житие московского митрополита Алексия. Жанр п. э. отличается
не только универсальностью (при желании примеры
превосходства православия над другими верованиями можно найти как в Золотой Орде середины XVI века, так и в современной России), но и поистине христианским смирением воцерковленных продюсеров
перед изощренными интерпретациями российскими
режиссерами православных обрядов. Фильмы в жанре п. э. по праву считаются заметным явлением российского кинематографа: монументальные фрески на
тему «русской духовности» заставляют закатить глаза к небу не только профессиональных зрителей, но
и священнослужителей, встречающих вид обнаженного Максима Суханова, жующего грязь под дождем, искренним «Господи, прости!».
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой