«Милый Ханс, дорогой Петр»
Милый Ханс, дорогой Петр . Реж. Александр Миндадзе, 2015
Центральная тема фильма — это тема предчувствия и непредчувствия. Накануне войны, в период затишья, кто-то из героев чувствует приближение бури, а кто-то нет.
Предвоенные месяцы, весна. Непродолжительный период дружбы СССР и Германии. Это история советских и командированных немецких инженеров — людей, которые в силу служебной необходимости встретились на заводском аврале. Они трудятся вместе, ссорятся, влюбляются, спорят — и все это им кажется очень существенным, судьбоносным, — но мы рассматриваем ситуацию сквозь призму времени и понимаем, что эти страсти и эти самые важные, пиковые минуты человеческой жизни могут ничего и не значить, никуда не привести — в силу глобального слома истории, который вскоре произойдет.
В каком-то смысле это метафора, пример того, что мы живем каждый своей наполненной жизнью, и когда нам кажется, что жизнь наша поворачивается, и мы совершаем свой выбор, на самом деле этот выбор является игрушечным, карликовым по сравнению с поворотом истории, о котором мы не догадываемся. Мы можем его предчувствовать, как один из героев, Ханс, внутри которого бомба войны рванула раньше. Он не понимает, что с ним происходит, но чувствует, что его куда-то влечет, уносит куда-то. Это не значит, что человек знает, что будет дальше, но внутри без очевидной причины что-то меняется, неожиданно для него самого — зато очень понятно нам. Он вдруг живет как в последний раз.
Мы видим жизнь Ханса, жизнь его соратника и коллеги Петра, есть женские линии, любовные отношения, но дамоклов меч уже незримо навис над героями. В отличие от «Отрыва» и «В субботу», система персонажей более разветвленная, мы будем следить за главными героями с равноудаленных позиций, где-то прикрепляться к одному, а где-то к другому — в целом это будет общий портрет. Камера отодвинется от героя. Хотя это можно назвать продолжением тем, которые я уже затрагивал. Но эта картина и по эстетике, и по способу подачи, по почерку кардинально отличается от фильма «В субботу». Это кино более мелодраматично, консервативно. На уровне сценария изменилась речевая манера, она стала менее инверсионной, менее ритмически выстроенной, более жизнеподобной. Надо считаться и с тем, что появилась немецкая речь, иностранные актеры. Вообще, все герои будут говорить на своем родном языке, мы не будем делать вид, что кто-то из героев «случайно» выучил русский. Поэтому персонажи будут общаться и без слов тоже.
Производственная горячка. Рабочий пик, эксперименты. Выйдет — не выйдет, авария — не авария. Только эти темы интересны нашим героям. Они не разговаривают о птицах, о политике Англии или о чем бы то ни было еще. Особенно в условиях, когда контакты между ними нежелательны. Они разговаривают каким-то своим неуклюжим рабочим языком, в том числе жестами. Но поверх этого безмолвно сказано все, что должно быть сказано. Биение простой, обыденной жизни — любовь, дружба, работа. А через считанные недели они станут врагами. Люди, которые совершенно не похожи на тех, кто может воевать. И туча этого будущего уже сейчас разрушает их жизнь, их любовь, которые разваливаются на пустом месте.