Духless. Пресса о фильме
Экранизация книги Сергея Минаева подоспела к моменту, когда описываемый ею кусок жизни — на стыке большого бизнеса и мелкого криминала — утратил энергию, драйв, прыть, а также страсть к самолюбованию. Будущие историки должны быть благодарны создателям фильма: можно не тратить сотни часов на просмотр корпуса постсоветских фильмов «про гламур», а ограничиться одним. «Духлесс» — это энциклопедия штампов, банальностей, общих мест, которыми принято описывать жизнь обеспеченных горожан 2000?х: тачка, блондинка, офис с белой стенкой, вернисаж со светской хроникой и неизменная спутница банкира/бандита/блондинки — белая дорожка через стодолларовую купюру. <…> «Духлесс» оставляет какое-то элегическое послевкусие, звенящую ноту тоски по красивой, но уже недоступной жизни — примерно в том же ключе герои русского шансона тоскуют по былому из-за воображаемой решетки: «Тачки, шмотки из коттона, видеомагнитофоны, ах, как было клево той весной!»
Ю. Сапрыкин
«Афиша»
«Духless», как ни относись к книге и к фильму, повезло в смысле психологического совпадения писателя и режиссера — они люди примерно одной породы, не лишенные определенного таланта и наблюдательности, но слишком стремящиеся нравиться максимально широкой аудитории и потому легко впадающие в пошлость и предсказуемые. Ключевой визуальный образ, придуманный Романом Прыгуновым для «Духless», безусловно удачен: первое, что появляется в кадре, — мусоровоз «Мерседес», прекрасно отражающий суть помоечной книги, герой которой не вылезает из статусных и гламурных мест, при этом постоянно ощущая себя купающимся в помоях и по мере сил поливая грязью всех, кто попадается на его нелегком жизненном пути страдающего эгоиста.
Л. Маслова
«Коммерсантъ»
Кино про выбор, который человек совершает каждый день. Герой лечится страданием. И счастливым становится лишь на необозримой подмосковной свалке — изнаночной стороне глянца. Правда, кажется, что дорогой парфюм GreyFlannel никогда не выветрится из лучезарного Макса, а его белоснежная рубашка продолжает подозрительно сиять.
Л. Малюкова
«Новая Газета»
Режиссер Роман Прыгунов с третьей попытки (после «Одиночества крови» и «Индиго») овладел голливудским стандартом крепкого жанрового фильма: в отличие от литературного первоисточника, это бодрое зрелище, фильм — бикфордов шнур, динамичным монтажом сводящий на нет бубнеж недовольного приторной жизнью героя. Работают комические аттракционы вроде Бэтмена с лицом Владимира Путина, являющегося Максиму в наркотическом дурмане. <…> И при всех пафосных банальностях срез современных настроений, тем для светских бесед и вечных морально-этических проблем выглядит более-менее достоверно.
В. Рутковский
«Сноб»
Претендующий на сатиру «Духless» — фильм очень удобный для теперешней власти, как удобен ей экс-разоблачитель Минаев, переквалифицировавшийся в ярого государственника. Ведь эта картина, в полном соответствии с путинскими заветами, призывает бороться не с системой или чиновниками, а с отдельными нечестными представителями нашего в целом гармоничного социума. К слову, самый мерзкий персонаж здесь — внедрившийся в отечественный бизнес француз, ловящий жирную рыбку в нашей традиционно мутной водице.
А. Долин
OpenSpace.ru
Главная метаморфоза произошла с самой идеей книги. Согласно Минаеву, человек, попавший в мясорубку офисного и светского ада, уже не может оттуда вырваться — ему просто некуда податься. Создатели фильма явно щадят своего героя: намек на выход с помойки, которую представляет подобное существование (с этой метафоры картина стартует) на экране все-таки есть.
Я. Забалуев
Hollywood Reporter
Арт-группа «Краски», возглавляемая героем Артура Смольянинова, даже в сцене фундаментального боя с силами полиции выглядит как банда школьников, сбежавшая с площадки сериала «Детка» — и это было бы ничего, если бы одновременно с выходом фильма из монтажной не случилось настоящих боев с ОМОНом на Болотной площади.
<…> На кино про современность фильм не тянет, несмотря на появляющиеся в кадре айпады — слишком уж быстро она меняется. Но и вневременная притча как-то не вытанцовывается — ну плохо продавать душу золотому тельцу, а дальше что?
А. Крижевский
«Газета.ru»
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино