18+

Подписка на журнал «Сеанс»

55-56

«Последний великий царь»

«Последний великий царь». Реж. Дмитрий Светозаров «Последний великий царь». Реж. Дмитрий Светозаров

Рабочее название фильма об Александре II — «Последний великий царь». Сценарий картины основан на материалах монографии Эдварда Радзинского «Александр II» и его книги «Стукач», посвященной борьбе тайной полиции с народовольцами. В центре фильма, естественно, фигура Александра II — царя-освободителя, реформатора, подписавшего манифест 1861 года и вероломно убитого революционерами. Безусловно, мы покажем весь период правления Александра — юношеские годы, когда Николай I еще держал его в ежовых рукавицах, отмену крепостного права, польское восстание, покушение Каракозова, рост протестных настроений, — все основные вехи царствования. Мы постараемся все снимать в реальных интерьерах, если город нам поможет. В фильме много исторических персонажей — Жуковский, наставник Александра II, Достоевский, террористы. Это, безусловно, не учебник истории, для нас важна личность, характер царя. Чрезвычайно важно найти породистого актера, который мог бы сыграть его. Помните, как у Жванецкого: шея в воротничке, как пестик в колоколе, болтается? Вот этого быть ни в коем случае не должно. Надо искать породу.

Зарождение террора в России — одна из ключевых тем. Покушения — это некий шомпол, на который будет нанизываться повествование. Сращивание Третьего охранного отделения с народовольцами — тоже достаточно поучительная история, которая содержит параллели с современностью. Интересно, что большинство бунтовщиков, народовольцев были не крестьянского происхождения: дворяне, разночинцы. В России почему-то революционные настроения часто возникают в сытой среде. Мы хотим показать, как императора России практически затравили, загнали как зайца. Будет большой эпизод покушения Каракозова, когда тот бежит за царем по пустынной Дворцовой площади и стреляет в него, а вся семья стоит у окон и ждет, дойдет ли он до дома. Фантастика, но императора почти не охраняли. Когда он выходил из кареты, к нему мог подойти кто угодно.

По нашей мысли, народовольческий бунт — предтеча 1917 года. Именно поэтому Александр II — последний великий император. При Александре III будут годы стабильности, медленного разложения, потом — 1905 год, поражение в русско-японской войне, дальше — Николай II, вступление в Первую мировую, когда страна уже полетела под откос. В фильме будет персонаж, который будет связывать время царствования Александра и 1917 год. Также будут параллели с нашим временем. Думаю, что интерес к Третьему охранному отделению неслучаен — сейчас в России силовые структуры тоже играют значительную роль в решении политических вопросов. А связь тайной полиции с революционерами — вообще болезненный сюжет, если посмотреть на то, что происходит в стране.

Артхаус
Party
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»