Великое кино о великой войне
Брестская крепость. Реж. Александр Котт, 2010
Другие названия — патриотический блокбастер, кинематографическая некрофилия. Магистральный жанр, своего рода
градообразующее предприятие нового российского
кино. Финансируется из государственного бюджета.
Является формой казенного довольствия (иногда —
формой барщины) профессиональных кинематографистов. Распространяется в кинотеатрах по системе
«в нагрузку к голливудскому блокбастеру». Один из пионеров жанра — фильм «Звезда» Николая Лебедева (2002).
Формальной экономической предпосылкой для появления в. к. о в. в. стала так называемая путинская стабильность, породившая явление, известное как возрождение
российского кино. Основная идеологическая предпосылка — отсутствие иных плацдармов для патриотической
пропаганды и пассивность массового потребителя, наученного сверху, что «Великая Отечественная война —
это хорошо». Как и другая пропаганда «к 9 мая», в силу
удаленности от описываемых событий и отказа от критического восприятия истории чаще всего является копипастом брежневской модели восприятия войны («Брестская крепость», «Мы из будущего», «Мы из будущего 2»).
Термин «в. к. о в. в.» ошибочно используется по отношению к картинам Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель».
Однако дилогия не относится к жанру военного фильма:
ее место в ряду радикальных кинополотен, в которых художник подвергает деконструкции самого себя («8 ½» Федерико Феллини, «Такешиз» Такеши Китано и др.). Путаница
в определениях привела к тому, что единственным героем в. к. о в. в., закрепившимся в массовом сознании,
стал zombie Kotov. В последние годы под влиянием пелевинской формулы «Под Кандагаром было круче» предпринимались попытки сделать
и войны с Грузией («Август. Восьмого»). Схема производства, проката и идеологического обеспечения — та же,
что и у фильмов о Великой Отечественной войне. В полемике с
о великой войне, в рамках которого авторы пытаются доказать, что Великая Отечественная — это не спецэффекты
и большие бюджеты, а личная драма индивидуума деревенского происхождения в плохом парике («Свои», «Живи
и помни», «В тумане»). Еще один поджанр нового военного кино — тайное кино о великой войне — представлен
фильмом Николая Хомерики «Ночь длиною в жизнь», который никто никогда не видел.
Август. Восьмого. Реж. Джаник Файзиев, 2012
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты