18+

Подписка на журнал «Сеанс»

41-42

Умалишенные страдальцы как дети

Трилогия «Золотого сердца»
Бесс Макнейл. «Рассекая волны», 1996;
Карен. «Идиоты», 1998;
Сельма Жескова. «Танцующая в темноте», 2000,
реж. Ларс фон Триер

Кино про «золотые сердца», про юродивых, про детство как патологию или взрослость как болезнь. Про то, что дети (умалишенные, святые) — самые серьезные люди, способные на настоящую веру-надежду-любовь. Безнадежное, в общем-то, кино.

Болезненные, трагичные на грани пошлости персонажи — невинная шлюха Бесс в «Рассекая волны», танцующая в темноте инфантильная мать Сельма, молчаливая «идиотка» Карен. Да, пошлость с трагедией всегда бок о бок, но тут уж ближе некуда. Достоверно изобразить детство (так же, впрочем, как святость и безумие) мало кому под силу, потому что как раз они-то, безумные святые дети, — ничего не изображают и ни во что не играют.

У детей есть такое выражение — «по правде». Оно означает «жить по-настоящему, без двойного дна». В «Идиотах» группа взрослых пытается вернуться к этому состоянию, прикинуться детьми — и, пока это веселая игра, все идет неплохо: можно кривляться на публике, не платить по счетам, можно устроить оргию в большом пустом доме. Но группа распадается — никто из участников не в силах выпустить своего «внутреннего идиота» в настоящий, привычный, взрослый мир — не получается. Получается только у Карен, которая и попала-то в эту коммуну случайно, у Карен, которая потеряла новорожденного ребенка, она приходит домой и пускает там, среди горюющих родственников, слюни — по правде, без кавычек.

«Рассекая волны», 1996, реж. Ларс фон Триер

Получается у Бесс из первой части трилогии — она верит, что поможет парализованному мужу, занимаясь сексом со всеми подряд; у нее такой талант — верить. И получается, и совершается чудо — но сама Бесс умирает. Не потому умирает, что ее исполосовали какие-то чокнутые, а потому, что в последний момент взрослеет. Говорит: «Значит, я ошибалась» — и умирает.

Погибает Сельма — ребенок, которого судили по взрослому закону и, конечно же, осудили — во взрослом мире нельзя жить по правде, взрослый мир не мюзикл, здесь не танцуют и не поют на железнодорожной насыпи; во взрослом мире все слишком хорошо, слишком четко видят.

«Танцующая в темноте», 2000, реж. Ларс фон Триер

Детство (по крайней мере, в этом мире) — несладкая штука, и мы все это помним. Детство — это когда ты обращаешься к Богу, а он тебе отвечает, ты просишь Бога — он исполняет желание; если ты хочешь стать идиотом — ты им станешь; если хочешь петь — запоешь. И ничего нет во всем этом хорошего, доброго и светлого, забудьте. Детям тут не место. Зачем здесь дети? Им же больно, отпустите их

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
Malick
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»