18+
41-42

Дети Маркса и кока-колы.
Подросток как ребенок

Алессандро«Кулаки в карамане», 1965, реж. Марко Беллокьо;
Мик Трэвис«Если», 1968, реж. Линдсей Андерсон;
Сибель и Джахиту«Головой о стену», 2004, реж. Фатих Акин

«Кулаки в карамане», 1965, реж. Марко Беллокьо

Детский бунт — беспощадный, но совсем не бессмысленный. Отрочество — это момент почувствовать свою сопричастность другим — и одновременно обособленность от других. Узнать, что ты жив и в то же время конечен. Понять свои границы. Потерять все, что было, и начать заново. Радикальный способ выживания в пору отрочества представлен в фильме Марко Беллокьо «Кулаки в кармане» 1965 года. Герою этого фильма Алессандро, живущему в каком-то ватном мире, где не за что ухватиться, единственным путем к чему-то ощутимому представляется убийство собственной семьи. Он готовится к нему с потрясающей практической педантичностью. Преступление для него — это заявление, поступок, миссия: он облегчает существование своему старшему брату Августо и преобразует мир.

«Если», 1968, реж. Линдсей Андерсон

«Можно изменить мир в одиночку, если пуля попадет, куда нужно», — провозглашает Мик Трэвис, ученик колледжа и главный герой фильма Линдсея Андерсона «Если» (1968), в финале устраивающий со своими друзьями расстрел сотрудников колледжа. В их собственных глазах жестокость — героизм, едва ли не мученичество. Но расстрел учителей — не плата за унижения. Когда во время тренировки по фехтованию товарищ Трэвиса задевает его руку, тот едва ли не дрожит от восхищения: «Настоящая кровь!» Кровопролитие, возмездие, революция оказываются тем настоящим, что упорно ищет ребенок.

«Головой о стену», 2004, реж. Фатих Акин

Или же другой вариант: работа турецкого режиссера Фатиха Акина «Головой о стену» 2004 года. Сибель чуть за двадцать, Джахиту — за сорок, но оба потеряли связь с самими собой и миром. Детская бескомпромиссность, жажда полной жизни и невозможность эту жажду утолить приводят каждого из них к попытке самоубийства (детству всегда присущи дружеские отношения со смертью). Стремление покончить с собой оказывается для них первым шагом и друг к другу, и к самим себе. Нежелание следовать нормам — один из способов понять свое место в этих нормах. Тем страшнее отчаяние, с которым бунтующие ищут и которое зачастую приводит их к потере собственных основ. И Алессандро из «Кулаков», и Мик Трэвис с друзьями в поисках настоящего забредают в такие дали, откуда выбраться уже просто не под силу. Бьющимся головой о стену Сибель и Джахиту повезло, что они натыкаются друг на друга. Финал их истории более оптимистичен. На последних кадрах Джахит приезжает в город, где он когда-то родился и о котором раньше слышать не хотел. Поиски смысла завершаются там же, где и начались.

Мертвец Каро
Докер Каро
3D
Lendoc
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»