21-22

Трудно быть богом
Фрагмент режиссерского сценария

Алексей Герман, Светлана Кармалита

Дон Румата Эсторский был тем, кого мы видели в конце смертоносной тропы. Та же белоснежная рубаха вместо кольчуги и полудоспехов. Тот же золотой толстый обруч с большим изумрудом над переносицей. Только лицо было другим, надменным до наглости. Он пожевывал травинку и в седле сидел неестественно прямо. Золотые ируканские гербы на сбруе дополняли картину. Румата развернул коня, завертелся, заскользил. Где-то позади раздался тяжелый шлепок, как неумелый прыгун нырнул, и там все взорвалось счастливыми криками.

Улица кончалась вместе с городом. На углу сидел на табуретке крикун с больным замотанным горлом. Рядом мальчик раб в пестрой колодке.

Крикун что-то простуженно сипел.

Мальчик раб бил в барабан и брякал колокольчиками.

Сумерки сгущались, поглощая свет. Вот у каменного колодца полуголый раб в медном ошейнике на цепи жует лепешку, задумавшись о чем-то. Дальше низкие кусты, болотца да одинокие гибнущие деревца. Румата так и ехал, уперев руку в бок, задрав подбородок и покусывая травинку. Впрочем, мы видим то часть лица, то бок, то перчатку, то короткие дразняще задранные мечи и нелепые в этом царстве железа и грязи белоснежные наколенные пуфы.

В канаве что-то хлюпнуло. Румата не обратил внимания. Потом из канавы, из гнилых, трепещущих от вечернего ветра кустов, вылез на дорогу маленький плотный горожанин в широкой шляпе, в бедном плаще, замаранном глиной, в мокрых штанах, с узелком под мышкой. Впрочем, шляпу горожанин, как только вылез, снял и, прокашлявшись, попросил довольно бодро:

— Разрешите мне бежать рядом с вами, благородный дон?!

— Изволь, можешь взяться за стремя.

Было тихо. Пролетели две птицы.

— Кто таков? — спросил Румата.

— …Жестянщик Киун… Иду из Арканара. Торговые дела.

Румата, как птица, наклонил голову к плечу.

Киун, или как его там звали, торчал из-за кожи седла, золотой герб на упряжи отсвечивал как раз ему на лысину, и эта лысина потела на глазах. Вот и капля потекла по полной трясущейся щеке.

Румата помахал рукой, отгоняя комаров.

— Ты книгочей с Жестяной улицы. Разница. Румата положил палец на совсем мокрую лысину.

— Бежишь из Арканара, собака?

— Бегу, — Киун отпустил стремя, зацепившись обшлагом за вертящуюся в виде колющей звезды шпору. Надо ж, чтоб так не повезло. Он попробовал избавиться от узелка, уронив его сначала на мокрый сапог, потом толкнув к канаве.

— Эй ты, подбери, что ты там бросил, и дай сюда… Ну?!

Киун отодрал рукав от проклятой шпоры, бесцельно похлопал себя ладонями по плащу, полез в канаву и протянул Румате узелок.

— Что здесь у тебя, книги, конечно?..

— Нет, — хрипло отвечает Киун, — всего одна. Моя книга, — он всхлипнул.

— Можешь взяться за стремя, — Румата тронул коня.

Все еще всхлипывая, Киун взялся за стремя и пошел рядом.

— Не хнычь. Я думал, ты шпион. А я их не люблю. И куда ты бежишь, книгочей?

— Попробую в Ирукан…

— Ты полагаешь, там лучше?

— Вряд ли там хуже.

Дорога повернула.

Поперек высокие костры, какие-то рогатки. У коновязи оседланные лошади. На ступеньках сторожевой будки спит прыщавый серый солдат, рукоять топора оттянула ему лицо набок. Поодаль двое других в драных кожаных фартуках возятся с тушами собак, подвешенных к дереву.

Румата все так же неторопливо ехал, глядя прямо перед собой. Киун, прячась за круп лошади, широко шагал рядом. Он по-прежнему был без шляпы. Лысина, щека и шея залиты потом.

Солдат, заметив всадника, засуетился и стал сдирать фартук.

— Эй, как вас там? Ты, благородный, бумаги предъяви.

— Я мог бы идти быстрее, — сказал Киун неестественно бодрым голосом.

— Вздор, — сказал Румата.

Они уже проехали рогатки, впереди опять унылые кусты, развилка и пустая дорога. Сзади стучат копыта. Румата развернул коня, двое серых скакали по прямой, двое обходили через болота и кусты.

— Пьяное мужичье, — Румата сплюнул. — Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун?

— Нет, — говорит Киун, — мне никогда не хочется драться.

Два всадника, которые скакали по прямой, разом остановились, крутясь на месте, копыта выбрасывали грязь.

— Эй ты, благородный, а ну предъяви подорожную…

— Хамье, — стеклянным голосом сказал Румата, — вы же неграмотные… — он потянулся, будто расправляя лопатки, и подал жеребца вперед, выехав из тени большого дерева, — и кто разрешил смотреть мне в глаза…

Солдаты подняли топоры, попятились. Вдруг один ловко развернулся и, нахлестывая лошадь, поскакал назад. Другой все пятился, опустив топор.

— Это, значит, что же? Это, значит, благородный дон Румата? — теперь он ехал боком.

Из двух солдат, заходящих сзади, один тоже успел развернуть лошадь и уже скакал большим кругом обратно. Когда серый пролетал мимо Руматы, Румата в него харкнул.

Другого неладная вынесла на дорогу.

— Служба такая, благородный дон, — он был почти мальчишка, — оттуда книгочеи бегут, там Арата с мужиками рудник поджег, — и вдруг провел пальцем по открытому рту, завизжал пронзительно и, настегивая лошадь, белым призраком пролетел мимо Руматы. Теперь на дороге Румата был один.

— Киун, — крикнул он, — эй, Киун.

Никто не отозвался. Только трещали и колыхались кусты там, где Киун пробирался напролом. Румата засмеялся и тронул лошадь.

Кончик длинного прута неярко тлел в темноте. Искусство ночной езды по Икающему лесу состояло из многого, в том числе и из того, чтобы горящий кончик не отвалился. Румата медленно опустил руку и коснулся полупотухшим огоньком черной в ряске болотины. Болотина засветилась, огонь побежал в глубину и вширь, осветил голову лошади, белый рукав, а потом всего Румату, въехавшего в этот свет и в этот лес с горящей стоячей водой.

Огонь был недолог, покуда выгорал газ с поверхности. Постепенно лошадь, и Румата, и белая его рубашка, и прут с тлеющим наконечником опять стали погружаться во тьму, и когда наконец тьма их уничтожила, повторилось то же — легкий полет огонька — кончика длинной ветки, треск, похожий на икоту, и поспешный бег огня над водой. Лошадь сделала два шага и резко встала, так что Румату качнуло. У толстого дерева, привалясь к стволу спиной, сидел человек и, приоткрыв рот, смотрел на Румату. Ноги человека были вытянуты и перекрывали тропинку, отраженные огоньки бегали по наколенникам и отражались в глазницах. Конь переступил, задев, видно, какой-то корень, человек шевельнулся, из полуоткрытого рта его поспешно выскочил и пошевелил усами небольшой черный жучок. Человек посидел недолго и упал на живот, в спине торчала длинная толстая стрела. Он был при кольчуге и каске, только коня не было.

Румата посвистел и почмокал губами, медленно погружаясь в икающую темноту, тронул коня. Каска с убитого упала, и конь проскрежетал по ней копытом.

Где-то в высоте в ветвях садились тяжелые птицы, ожидая еды. Румата пожал плечами, поджег болотину и, выставив впереди морды коня меч, потрусил быстрей.

Огонь и ветки сплетали на кхмерской стали меча и защитной пластине на лбу коня странные полутени.

  • Павел

    Будем ждать терпеливо…

  • http://kerkzone.net/2008/06/29/istoriya-arkanarskoj-rezni/ Роман Янковский » Архив блога » История арканарской резни

    [...] + Фрагмент режиссерского сценария. [...]

  • Elena

    Скоре бы…

  • Max Tomash

    Вот точно, уже и год заканчивается, а Германа все нет…… Ждем

  • http://test.com Юрий

    Как сказал Леонид Володарский – пусть Герман делает свои фильмы столько, сколько считает нужным. Мы подождём…

  • Геннадий

    Дождаться бы…

  • sneg

    его дождешься, сам раньше копыта откинешь… если этот еще есть надежда дождаться, то на следующий уже точно никакой…

  • http://seance.ru/n/21-22/tbb-script/ Алексей

    Действительно ждём фильма. Я удивился, одна смена – минута озвучки.. Может Герман перегибает, не знаю, чкстно. Посмотрим результат ))
    Max Tomash:
    А Германа всё нет.. Хорошая песенка))

  • Еленушка

    Сил нет уже дожидаться…

  • Денис

    Ну в самом деле. Сколько можно ждать. Хоть кто-нибудь скажет когда уже?

  • Валерий

    Многоуважаемый Алексей Юрьевич!
    Вряд ли Вы загляните на эту страничку комментариев, но может быть, кто-нибудь передаст Вам вопль-пожелание: ПОСКОРЕЕ! Ждать “Историю арканарской резни” уже невмоготу. Ваш фильм должен встряхнуть сознание и показать, что КИНО КАК ИСКУССТВО ещё возможно и нужно!
    Авось даже и в наших зауральских краях (г. Кургане) можно будет посмотреть Ваш фильм, а не только “попкорновое кино”.

  • D-negodenko

    Алексей Юрьевич Герман – безусловно Мастер ! Это величайший творец на все времена .Всё за что он брался в итоге становилось шедевром, благодаря его неиссякаемому светлому разуму и плодотворному труду ,и в этот раз надеемся на очередной шедевр!!!

  • Павел

    Будем ждать !

  • AlexanDer

    Все просто.
    Многие для кого творчество Германа является одной из ценностей
    жизни, просто не имеют возможности ждать.
    Они уйдут раньше.
    И чем больше пройдет времени, тем больше их уйдет с непоправимым.
    ОНИ НЕ УВИДЯТ ГЕРМАНА.
    Я не думаю что Алексей Юрьевич не знает ценности ВРЕМЕНИ, …
    ….возраст обязывает.
    Скорее забывает. Ведь это не главное.
    А вот это и есть пренебрежение.
    Очень жаль.

  • Glebb

    Нет смысла уходить, не увидев самого интересного.
    А оно обещает быть.
    Так что — плачем, колемся, но живём дальше…

  • Доцент

    Судя по всему, мы не дождёмся никогда. Мастер, кажется, испугался БОЛЬШОГО провала и решил уйти не договорив. Ещё и плёнку спалит а-ля Гоголь — простор для фантазий «ах какое было гениальное кино!» Тьфу!

  • iol

    Фильм финансировался из бюджета РФ, и он против нынешего правительства. Герман не хочет юридических проблем. Вот и всё.

  • Glebb

    Iol, спасибо за формулировку. Но мы уже и сами давно все догадались, что выпуск фильма тормозится по тупо политическим причинам. Только вот непонятно, какой кретин и с какого будуна решил, что фильм антиправительственный?

    Но видать этот козёл (или пачка козлов — скорее всего) занимают высокие посты и имеют влияние.

    Покамест.

  • Виктор

    Я уже перекипаю, ждал терпел : “”"Терпеть больше нету мочиии”"”
    Мужики Ну где Кино!!!
    MP3 книжка супер.
    Сколько можно делать фильм??? Время идет, дни, недели, года, уже десятилетия, скоро будут столетия.
    В общем кто-то забил на этот фильм. Сказал бы всем и все было бы понятно.
    Я бы не ждал этого фильма уже 11 лет.

  • Пашка

    А вот другой такой умник – Соловьев с Ассой-2 и Анной Карениной!
    Сам допер или на Германа посмотрел, я не знаю, но тоже зажал свои фильмы и не показывает!
    Между тем, время проходит, зрители вымирают, не вышло бы как с Наиной у Пушкниа!
    В следуюшем поколении кому они будут нахрен нужны, эти оба старых маразматика?
    Сейчас еще на имени можно выехать, скоро позабудут, тогда все!

  • Glebb

    Паш, вообще-то это их фильмы. Че хотят, то с ними и делают. Здесь речь о том, что какие-то третьи кренделя, которых никто не знает и которые ни черта не умеют, кроме как запрещать, очень стараются аж до кровоизлияния из носов не дать возможности широкого проката. Вот эта тема мне интересна. Рано или поздно мы узнаем их имена и я тогда не завидую ни им, ни их детям, потому как позор идиотизма, проявленного на “высшем” уровне несмываем, как показывает история.

  • Олег

    Посмотрел кадры, аж слюнки потекли. Я вообще от черно-белого кино балдею. Оно как книжная графика – выпуклое, четко фокусирует внимание. Но тоже испугался: вдруг не дождусь. Подумал, что жду уже лет 30, с тех пор, как прочел книгу. А как же те, кто ждет с 63-го?

  • http://кон олег

    когда покажут этот фильм?

  • Sasha

    AlexanDer, о каком пренебрежении вы говорите? “…только вечность дарит звуки, да в груди огонь жестокий твой единственный огонь”. Как могут художника судить обычные люди?

  • Anatoly

    Дай бог сил А.Герману наконец закончить эту работу.
    Главное, что дело движется http://www.tvkultura.ru/news.html?id=709568&cid=178
    Надеюсь, мы все-таки увидим этот фильм в 2012 или 2013 году.

  • Пентьевр

    Число 13 не нравится Алексею а получается или 13 лет работы или 13й год двадцать первого века… Ждём в 2014м…

  • Юлия

    Невероятно красивые кадры из фильма. Деталировка бесподобна! Как увидеть сборку?!

  • Сергей

    Экранизация хорошего антикапиталистического фильма – подождём…

  • Елена

    К сожалению,только два видеоролика с упомянутыми невероятно красивыми кадрами из фильма “Трудно быть богом ” и видела.А свои более 300 фото со съёмок опубликовать не имею права до выхода фильма.Так что жду,жду и жду…

  • ирина

    Радостно! во-первых от того, что нашлись единомышленники. Вот они- люди-человеки, для которых “трудно быть богом” не просто набор слов.
    Во-вторых, от того, что название, кажется, возвращается к первоисточнику.
    Что за название “арканарская резня”? Напоминает резню бензопилой в техасе.
    А трудно быть богом -это о душе и для души. О сомнениях, вере, страданиях и мучениях.
    Остаться в стороне или …., быть богом или стать человеком.

    И еще… меня прямо распирает … я, простите за невежество, знаю о существовании этого мира стругацких- германа всего-то какой-то несчастный месячишко. А тут люди годами ждут. Ну, терпения нам всем., а режиссеру здоровья и сил.

  • ирина

    Ну, вот и все. Конец эпохи…закрылась дверь, порвалась времен связующая нить….
    “Я пришел сюда любить людей, помочь им разогнуться и увидеть небо”

  • Фёдор

    Ушёл ещё один Великий………..мир праху, и Светлая Память Алексею Герману…

  • http://facebook.com/profile.php?id=100005392926217 Vladimir Begunov

    Это больше, чем кино, Герман за полтора десятилетия создал Вселенную (на ум приходит «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана). Не мог он закончить этот фильм, он мог в нём только умереть, завещав похоронить себя в сводах собора под названием «Трудно быть Богом».
    http://strangefilm.org/texts/trudno-byit-bogom/

  • Petr Norton

    Но фильм получился завершенным, полноценным. Никакого двоякого ощущения. Спасибо! Смотрел Германа, но настолько великолепной работы не ожидал. До сих пор не понимаю как после такой “грязи” фильма, режиссер смог с такой теплотой закончить фильм. Просто не понимаю!

Beat Weekend
Наконец-то в кино
Московская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 мм
© 1990–2014 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»