18+

Подписка на журнал «Сеанс»

21 МАЯ, 2016 // Рецензии

Кино на выходные: «Златан. Начало» и «Закон рынка»

Звезда футбола и проблемы трудоустройства во Франции, что их объединяет? Только российский кинопрокат. О двух нетривиальных фильмах, которые можно увидеть на этих выходных, рассказывает Василий Степанов.

 

«Златан. Начало»

Реж. Магнус Герттен, Фредрик Герттен

«Мама из Хорватии, папа — босниец, а я — цыган», — эти слова форварда Златана Ибрагимовича мы услышим не от него самого, а от туринского приятеля футболиста, жизнерадостного бармена, который помог ему с квартирой после перехода в «Ювентус». Бармен возникает в самом финале фильма, который обрывается в золотой точке карьеры купленного за 19 миллионов евро нападающего.

Кто этот Златан на самом деле? И почему о нем так много говорят? Говорит его бывший партнер по «Аяксу» Мидо, говорит тренер «Аякса», говорит какой-то защитник, жертва его локтя. Молчит Марко Ван Бастен, молчит, скучая на диване, его бывшая девушка, молчит папа. Этот фильм, собранный из полунамеков, улыбок, покачивания головой и оптимистичного саундтрека производит странное и в чем-то завораживающее впечатление. Во-первых, фигурой героя, которого как будто бы и нет. Футболист превращается в невидимку, как только уходит с поля. От тренировки до тренировки Ибрагимович сидит дома в обнимку с видеоприставкой. А во-вторых, обилием хроникального материала. Трудно представить себе подобную картину о футбольной звезде XX века. Несколько лет из жизни 20-летнего центрального нападающего, которого продают за безумные деньги в «Аякс», а затем в «Ювентус», изучены и задокументированы в той степени, в какой их вообще можно было задокументировать. Тут и раздевалка, и тренировки, и походы в ресторан, где амстердамский официант строго напутствует будущую звезду. Наверно, будут правы те, кто скажет, что эти архивные кадры ничего не добавляют к тому, что мы и так видели и видим на футбольном поле, хотя авторы, конечно, провели невероятную работу, выстраивая конфликт там, где его как бы и нет. В монтажной история заносчивого баловня судьбы приобрела свою сложность: Ибрагимович на экране борется с темпераментом и коллегами по команде, противостоит публике, обстоятельствам и нежному возрасту. Но в памяти после сеанса от Златана, как от Чеширского кота, останется не эта сложность, а только улыбка. Что ж, не самое худшее воспоминание.

 

 

«Законы рынка»

Реж. Стефан Бризе

После закрытия своего завода 50-летний Тьерри, высококвалифицированный оператор станка, сначала долго проходит курсы переквалификации (на крановщика), потом долго ищет работу по новой специальности и, в конце концов, когда в банке деликатно предупреждают о понижении кредитного уровня, устраивается охранником в супермаркет.

Этот фильм, увенчанный в прошлом году Пальмовой ветвью за главную мужскую роль (Венсан Линдон, действительно, прекрасен), обещает куда больше, чем дает. Он мог стать злобной сатирой на механизмы государственной соцподдержки с тренингами «как вести себя на собеседовании» и бесполезными курсами переквалификации. Или, например, мощным триллером о внутренней жизни супермаркета, состоящей из влажных проводов на пенсию с пластиковыми стаканчиками и дежурными речами, камер наблюдения, и живодерских комнаток, куда охрана выводит на разговор не слишком честных покупателей. Или даже рассказать о банковской системе — да, диалог об удушающих финансовых перспективах доставит достаточно удовольствия тому, кто хоть раз был в банке по-настоящему, а не просто оплачивал счета. Проблема Бризе в том, что он хотел бы быть Дарденнами, но совершенно не понимает, как работает их кино. Там-то речь идет скорее не о социальном (даже если принять во внимание тот факт, что ни один из героев Дарденнов в отличии от Тьерри не смог бы протянуть без работы два года), а о человеческом, подчас даже слишком человеческом: о механизме принятия решений, моментах близости, о том, как жизнь одного вдруг пересекается с жизнью другого. Здесь же за социально-экономическими наблюдениями человека заметить трудно. Человеческое Бризе приходится подстегивать: мало оставить главного героя без работы, нужно придумать ему еще ребенка-инвалида. Впрочем, даже при этих неловких залетах в беспримесную эксплуатацию, картина представляет для нашего зрителя большой интерес. Создание похожего фильма в сегодняшней России практически невозможно.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»