Сериал

Альтернативная традиция — «Звуковой ландшафт»

На фестивале «Московская премьера» показано несколько серий «Звукового ландшафта». Авторы этого документального сериала объездили Россию в поисках альтернативной музыки. О результатах этой киноэкспедиции рассказывает Никита Лопатин.

Летом 2023 года коллектив российских кинематографистов отправился в масштабную экспедицию. В составе большой команды были авторы, прошлые работы которых вы возможно уже видели — Генрих Игнатов, Даша Лихая, Саша Зубковский, Тихон Пендюрин. Целью похода было знакомство с альтернативной музыкальной сценой разных регионов России. Недели путешествий к далеким голосам обрели форму документального сериала «Звуковой ландшафт». Превратились в десять короткометражных фильмов о независимых исполнителях и их видении культуры родных краев.

«Звуковой ландшафт. Эпизод 5. Черный ворон»

Звуковой ландшафт имеет свою особенность. Изучать его необходимо вместе с теми, кто его формирует — музыкантами. Важно уметь слышать людей и следовать за ними. У погружения вглубь музыки места известна отправная точка, но весь остальной маршрут прокладывается в процессе. Поэтому в каждом эпизоде-походе «Звукового ландшафта» есть девушки-проводники, немногословные и слушающие. Во время просмотра сериала приятно и интересно быть как они, стать внимательным слушателем живых, уникальных, ищущих исполнителей.

Все переплетается с видимым

Своей музыкой и словами герои сериала заводят нас в размышления о языке, культуре, природе. «Звуковой ландшафт» населяют люди, очарованные мелодиями народных инструментов, желающие дать новую жизнь традиционной музыке. Избежать шаблонов и навешивания ярлыков, позволить музыке звучать — и звучать свободно. Вот что кажется важным для тех, кто встречается нам в этом путешествии. Участники пост-фолк коллектива Ragon bal из Северной Осетии принципиально отказываются выступать в национальной одежде, чтобы не отделять свою музыку от современных слушателей. Группа HAGRIN из Калмыкии смешивает разные музыкальные жанры с этническими мотивами и видит в этом отражение духа первых кочевых калмыков. Главный же вдохновляющий образ для нее — калмыцкая степь, пожалуй, самая просторная площадка для рейва. Удмуртские этнофутуристы из финно-угорского шаманского оркестра УМПУ, подпитываясь традиционной культурой, вовсе создают новый фольклор. И выглядят как ансамбль песни и пляски с Юпитера.

«Звуковой ландшафт. Эпизод 7. Глаз Хана»

С каждой новой историей пополняются ряды невидимок. Музыка — главная невидимка сериала, объединяет всех остальных: духов, героев древних сказаний, целые народы, которые жили полтысячи лет назад. Все переплетается с видимым. Прологом к эпизоду из Калмыкии становится присказка о левом глазе хана. Сквозь весь фильм о коллективе Gollu из Карачаево-Черкесии проходит соревнование в красноречии между чертом и человеком. Музыканты говорят с нами только своей музыкой. Ты слушаешь и понимаешь, что фольклор — это, черт возьми, стильно. Музыка и кино в едином механизме, наподобие машины времени, телепортируют образы далекого прошлого в наш мир.

В попытке встретить друг с другом «звук» и «ландшафт» уже назревает парадокс, ощущается непостижимость

Черта, которая делает похожими друг на друга разные эпизоды сериала — это, пожалуй, темп. Музыкальные лайв-выступления делят хронометраж серии поровну с интервью и ландшафтными прогулками. Трудно однозначно сказать, принесло ли подобное ограничение пользу или вред сериалу. К сожалению, увидеть новые фильмы Генриха Игнатова или Тихона Пендюрина в той или иной серии «Звукового ландшафта» не получится. С другой стороны, команда пустилась в долгое путешествие и для лучшего сцепления важно было выбрать общий, даже уравнивающий стиль. В сериале больше близкого и открытого контакта с героями сюжетов, чем авторского почерка. Но урон авторству не тотален — «Звуковой ландшафт» снят не по шаблону. Вспоминается, например, эпизод из Ингушетии, где сами музыканты берутся за камеру, но все никак не могут найти нужное место для съемок. Или то, как в разные сюжеты гармонично вплетены кадры из старых документальных фильмов. Прием, который емко передает чувство сосуществования ландшафтов разных времен (и измерений) в одной точке.

«Звуковой ландшафт. Эпизод 2. Древо сновидений»

Есть еще одна мерцающая идея, незаметно развивающаяся генеральная линия, соединяющая разные места и людей «Звукового ландшафта». Она выражается в некой пораженности временем, а точнее даже — временем природы, которое в сравнении с человеческим кажется безвременьем. В попытке встретить друг с другом «звук» и «ландшафт» уже назревает парадокс, ощущается непостижимость. Звук — нечто переменчивое, неустойчивое, неизменно ускользающее в прошлое. Ландшафт наоборот — устойчив, недвижим, долговечен. О странном положении человека и его музыки во времени, о силе природы размышляет то один, то другой герой сериала. Огромные расстояния между ними не мешают вести этот бессознательный диалог. Руслан из HAGRIN видит свою музыку как путешествие ойратского воина вне времени и пространства. Муслим из January blues, коллектива из Ингушетии говорит о поразительном ощущении, что возникает близ ущелья рядом с его родным селом. «Это место порождает иное мировосприятие». «Здесь будто бы нет самого понятия времени».

Пытаясь войти во временной поток, или наоборот выйти из него в поиске ответов, важнее всего именно слушать. Это у «Звукового ландшафта» отлично получается. Вполне возможно, что музыка каких-то исполнителей не придется вам по вкусу. Или не понравится форма иного эпизода — все они решены очень по-разному. И все же, есть что-то прекрасное и своевременное в том, что документальный сериал о музыке содержит в себе столько открытых слов о времени и его переменчивости. Образы и музыка, которые, казалось бы исчезли в далеком прошлом, оказываются источником вдохновения, дают импульс новой жизни. Прикасаться к такой забытой странной красоте, открыто заявлять о ней и вступать в дружеский диалог сегодня хочется чаще.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: