Портрет

Франкофилия


Когда четыре года назад Джеймс Франко вел церемонию «Оскар», The Hollywood Reporter раздраженно обозвал его улыбку «улыбкой Чеширского кота». Действительно все дело в ней: эта улыбка позволяет Франко быть странным феноменом актерского мастерства (или успешного дилетантства, кому как больше нравится) на протяжении последних пятнадцати лет. Улыбка наглого самодовольного самца, позволяющего себе самые невероятные вещи. Улыбка изворотливого хитреца, который в любой ситуации находится как бы не внутри, а вне ее. «Быть вне игры» — фирменный прием Джеймса Франко, которого нельзя заподозрить в излишнем актерском психологизме. Будто следуя заветам режиссера Эжена Грина, предостерегавшего актеров от психологизма, он играет, избегая вживаться в роль. Чаще всего попросту присутствует на экране и произносит реплики, хмуря роскошные брови, пристально щуря карие глаза. И по-чеширски улыбается, вводя зрителя в заблуждение. Вроде бы есть, а вроде бы и нет, играет, а вроде бы и не играет. А может, смотрит на себя со стороны и думает: «Ну, вот я и в новой роли. На этот раз Фолкнер. Как вам?»

Такая игра — наполовину расчет. Недаром Франко так любит повторять, что Марлон Брандо был революционером в актерской игре, замыкая роль на себе: «Это был мятеж в индустрии, которая фактически заставляла актера сливаться с персонажем, в то время, как Брандо неоднократно перетягивал одеяло на себя».

Когда я умирала. Реж. Джеймс Франко, 2013

В дубовой драме по Фолкнеру «Когда я умирала», снятой самим Франко, эта умышленная отстраненность от материала хорошо бросается в глаза. Джеймс Франко героически тащит на себе сюжет и в то же время хитренько отсиживается на лугу, с травинкой в зубах и с той самой ироничной иносказательной улыбкой. У кинокритиков режиссура Джеймса Франко не в чести. О «Когда я умирала» наговорили много нелестных слов. А о представленной этим летом в Венеции другой экранизации «Шум и ярость» писали, что это надругательство над Фолкнером. Обозреватель Indiewire Джессика Кьянг, однако, сдержанно заметила, что вряд ли стоит ожидать от режисера Франко какой-то особенной глубины, зная, что это лишь один из восьми его параллельных проектов. Ох, если бы восьми. Внимание: в этом году выходит шестнадцать фильмов с Джеймсом Франко. Перечислим только некоторые из них.

Вот, например, «Черная собака, рыжая собака» (Black Dog, Red Dog). Франко возглавил группу из десяти студентов-кинематографистов и заставил их экранизировать поэзию Стивена Добинса. Добинс — 74-летний плодовитый американский поэт, любящий социальную тематику:

Как сотни рабочих подходят на рассвете к стройке,?
так души еще не рожденных детей слетаются
?за пределы стратосферы в надежде быть избранными.

Что еще могло прийти в голову Джеймсу? Конечно, истории о том, как быть избранным. Ведь он — еврейский ребенок из Пало-Альто — стопроцентный избранник судьбы (а еще на 46 процентов его карьера — результат упорного труда, самообразования и бурной деятельности во всех мыслимых сферах искусств). В короткометражках альманаха снялся довольно таки звездный состав — Оливия Уайльд, Вупи Голдберг, Хлои Севиньи, и, естественно, сам Франко.

Или, скажем, «Правдивая история» (True Story) Руперта Голда. В этом фильме Франко сыграет самого разыскиваемого ФБР убийцу Кристиана Лонга, который годами жил за пределами США под именем реально существующего журналиста Майкла Финкеля. Финкеля, к слову, сыграет приятель Франко — Джона Хилл. Голд вроде бы задумал серьезный триллер, но актеров взял таких, что одним своим присутствием она сведут на нет любые драматические потуги.

«Йосемити» (Yosemite). Франко и дети. Фильм уже показали на Sundance, он снят по сборнику рассказов самого Джеймса. Действие снова разворачивается в Пало-Альто (как в и в недавней экранизации рассказов актера, предпринятой Джиа Копполой). Герои — трое пятиклассников, каждый со своей историей и своей драмой. Франко играет папу одного из мальчиков. (Да, в 36 наступает момент, когда ты играешь не главного героя, а его отца.)

Поскольку всю свою актерскую жизнь Франко тяготеет к литературе, вот еще одна экранизация — романа Стивена Элиота режиссером Памелой Романоуски. В триллере «Адеролловые дневники» (The Adderall Diaries), спродюсированном Робертом Редфордом, Франко впутывается в какую-то сложную криминальную интригу. Возможно, его будут бить ногами или даже ломать пальцы, как в недавних «Легкие деньги» (Good people). Можно не сомневаться, что в этот момент он тоже будет улыбаться.

И, наконец, самый дальний проект — экранизация книги Джона Стейнбека «И проиграли бой», написанной в 1936 году. Со Стейнбеком у Франко роман с продолжением. В прошлом году он уже играл в пьесе «О мышах и людях» на Бродвее (в связи с этим спектаклем случился инстаграм-сканадал: Франко флиртовал с несовершеннолетней девушкой). Режиссер «И проиграли бой» — сам Франко, за фильмом уже закреплены Селена Гомес, Эдд Харрис и Дэнни Макбрайд. Безусловно, это будет настоящий бой со Стейнбеком.

А вот фильмы, которые уже вышли в этом году, их показали на Берлинском кинофестивале. Один немецкий телеканал даже назвал американского актера «мистером Берлинале», отобрав это заслуженное звание у семидесятилетнего Вима Вендерса, награжденного «Золотым медведем» за вклад в кинематограф.

 

Три роли Джеймса Франко на Берлинском кинофестивале:

Король пустыни («Королева пустыни». Реж. Вернер Херцог)

В фильме «Королева пустыни» Вернера Херцога Джеймс Франко играет британского дипломата Генри Кэдогана. В него влюбляется женщина интересной судьбы Гертруда Белл (Николь Кидман), путешественница, исследовательница и будущая шпионка. Генри и Гертруда встретились в Тегеране, их роман и послужил отправной точкой в увлечении Гертруды Востоком. Трудно судить, насколько типичную для себя роль играет Джеймс Франко в самом нетипичном (голливудском в полном смысле слова) фильме Вернера Херцога. Существовала целая династия британских офицеров по фамилии Кэдоган. Но этот конкретный Генри Кэдоган — личность немного мифическая, какие-либо сведения о нем имеются лишь в связи с любовной историей Гертруды Белл. Генри был беден, играл в азартные игры и не обладал достаточным социальным статусом, чтобы стать мужем Гертруды. Родители Белл запретили этот брак, и бедная Гертруда так и осталась незамужней на всю жизнь. Источники также утверждают, что она была девственницей. Но только не у Вернера Херцога. В картине есть постельная сцена между Генри и Гертрудой, в которой Франко, вероятно, должен был продемонстрировать свое животное обаяние, однако он играет слишком уютного и романтичного бойфренда. Прогулки по пустыне, первый поцелуй там же, половинка монетки в дар возлюбленной, смерть вдали от дома от пневмонии. В ходе истории ждешь, когда же Кэдоган окажется негодяем, и раскроет свой потенциал хитрый ироничный прищур. Но нет.

 

Гей-отступник («Меня зовут Майкл». Реж. Джастин Келли)

Франко не только сыграл главную роль в фильме «Меня зовут Майкл», но и спродюсировал его вместе с Гасом Ван Сентом. Когда- то Ван Сент поделился с Джеймсом тем, что его очень заинтересовала заметка в журнале The New York Times. Это была нашумевшая история бывшего гей-активиста, христианского пастора Майкла Глатца. По версии режиссера Джастина Келли (он использует серию интервью с самим Глатцем), Майкл Глатц с юных лет был геем, издавал журнал «Молодые геи Америки», жил с постоянным другом, но в один прекрасный день начал испытывать панические атаки. Примерно в то же время он задумался над христианской брошюркой о спасении, которой его друг Беннет (Закари Куинто) иронично помахал перед его носом.

Джеймс Франко играет гея не в первый раз, но, пожалуй, впервые история о ЛБГТ с его участием столь невинна, что ее в пору показывать на детском канале Nickelodeon (кстати, звезда этого телеканала Эван Джоггия играет одного из любовников Майкла). Самой сильной сценой в фильме является, наверное, разрыв Майкла с его другом, когда Беннет искренне удивляется, что разлучницей стала вера в Бога, а не какая-то девушка. Но, оказывается, от церкви рукой подать до женщин. Партнершей Франко по «Майклу» стала Эмма Робертс, и, кажется, финал этой всей истории — альтернативная концовка фильма «Пало-Альто» (в котором Франко и Робертс сыграли вместе). Такое впечатление, что Джеймс Франко не перевоплощается в роль Майкла, а он и есть ровно то, что он играет.

 

Бесплодный писатель («Все будет хорошо». Реж. Вим Вендерс)

3D-работа Вима Вендерса «Все будет хорошо» стала третьим фестивальным фильм Джеймса Франко, и, кажется, что для этой роли артист даже не переодевался. Он играет писателя по имени Томас, автомобиль которого сбивает на проселочной дороге детские санки. Случайного детоубийцу не винит ни закон, ни мать погибшего ребенка (Шарлотта Генсбур), но Томас, наглотавшись таблеток, сперва оказывается на больничной койке, а потом в экзистенциальном приступе вины расстается со своей подругой. «Все будет хорошо» начинается пронзительной драмой, но постепенно скатывается в тягучую мелодраму, тема которой обозначена не ясно. Кого играет Джеймс Франко? То ли успешного писателя, которого мучит чувство вины, то ли мужчину, запутавшегося в своих отношениях с женщинами. «Вы читали Фолкнера?», — спрашивает писателя Томаса героиня Шарлотты Генсбур под взрыв хохота в зале. И никому нет дела, читал ли на самом деле Томас Фолкнера, потому что все знают: Джеймс Франко уже дважды его экранизировал.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: