Комментарий добавлен


Как только мне стало известно, что на «помойку» были выброшены «уникальные материалы», я приказал создать комиссию по расследованию этого инцидента. У меня, старого ленфильмовца, сердце екнуло — неужели? Опять — что имеем, не храним, потерявши, плачем? Неужели прав О. А. Ковалов — да, «дикари» мы, «иваны, не помнящие родства» с раскосыми и жадными очами?

Результатом работы комиссии (во главе с начальником производства киностудии Ю. Н. Сергеевым), в которую вошли специалисты монтажного цеха (начальник И. П. Монахов), стала служебная записка. Изучив эту записку, а также побеседовав с сотрудниками цеха, спешу успокоить мировую общественность во главе с Олегом Альбертовичем — слухи о гибели «уникальных материалов» оказались сильно преувеличенными! На поверку оказалось, что к разборке накопившихся в монтажном цехе рабочих материалов (которые были сложены в коробки в цехе, а не «выброшены на помойку»), предназначались неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т.д.

О. А. Ковалов, режиссер и киновед, может спать спокойно — исходные материалы его фильма «Сады скорпиона», который представляет коллаж, смонтированный из фрагментов советских игровых, хроникальных, просветительских и мультипликационных фильмов (производство ПиЭФ и Центра творческих инициатив «Зеркало», Сыктывкар) хранятся в Госфильмофонде.

Черновой монтаж «Agnus Dei», сделанный незадолго до своей кончины режиссером С. Д. Арановичем, был с успехом показан на фестивале архивного кино в «Белых столбах» в 2004 г. и хранится на «Ленфильме». Эти материалы были включены в биографический фильм Андрея Кравчука «Семен Аранович. Обратная точка». Есть планы издания DVD с неоконченной картиной мастера.

Какие материалы этого фильма спас «лично» Олег Альбертович — неведомо. Будем рады приобщить их к имеющимся материалам великого мастера. О. А. Ковалов также пишет в своей эмоциональной инвективе, что он «спас огромное количество нацистской хроники, материалов Эйзенштейна» и т.д.

Уверен, что уникальность этих материалов также преувеличена — это копии подготовительных материалов к монтажным лентам Игоря Алимпиева и самого Олега Ковалова. Спору нет — уникальные материалы должны храниться, изучаться, реставрироваться и т.д., а подготовительные, технические, не несущие самостоятельной исторической ценности — вряд ли. Это все равно, что хранить пенопластовую бутафорию, которая снималась в ленфильмовских картинах — она живет лишь в съемочный период. Представьте себе, если бы на «Ленфильме» хранилось все, что использовалось в съемках за почти девять десятилетий — декорации, бесчисленная переписка, счета, промежуточные дубли, срезки и т.д. Думаю, съемочный процесс был бы парализован уже через несколько лет после такого рачительного хранения. Так же и с пленками — сегодня не обязательно держать дома километры полок с энциклопедиями — достаточно нажать клавишу компьютера, чтобы получить необходимый материал.

Сегодня уникальные материалы (без кавычек), хранимые на пленке (век которой, к сожалению, скоротечен), переводятся на цифровые носители. Совсем скоро вы сможете получить любой кадр Эйзенштейна в режиме реального времени и подвергнуть его любому использованию, исследованию, монтажу и т.д. так стоит ли лить слезы по использованным, не раз тиражированным рабочим материалам?

Еще раз хочу подчеркнуть — материалы, приготовленные к утилизации, не являются УНИКАЛЬНЫМИ, что, кстати, подтверждает и один из специалистов, мнение которого опубликовано в интернете, на сайте «Сеанса» — Петр Багров. Совсем недавно «Ленфильм» при компетентной и скрупулезной помощи того же П. Багрова передал на вечное хранение в «Госфильмофонд» УНИКАЛЬНЫЕ киноматериалы к фильмам «Маскарад» (118 мин.), а также последнюю съемку Ф. Никитина, творческого вечера В. Гардина, «Сказку о глупом мышонке», «Солдатского сына» и другие материалы (DVD-копии хранятся на «Ленфильме»). Решается вопрос о создании киномузея старейшей киностудии страны. Пока материалы, фотографии, архивы, элементы декораций и т.д. собираются в информационном отделе. На студии снимается документальная лента «Свет в павильоне» (в главной роли — Л. Ривман, живая легенда «Ленфильма»), сохраняются также костюмы из «Золушки» и других культовых лент студии. Да, утраты случаются, и это прискорбно. Следует делать все, чтобы УНИКАЛЬНЫЕ материалы, фотографии, рукописи, пленки — НЕ ГОРЕЛИ. Но раздувать костер там, где нет даже дыма — лишнее.

Андрей Зерцалов
Генеральный директор ОАО «Киностудии „Ленфильм“»
Член попечительского совета музея «Казанский собор»
Заслуженный работник культуры РФ


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: