«Коллектор»: У меня зазвонил телефон
Коллектор. Реж. Алексей Красовский. 2016
Вечер пятницы, небедный офисный интерьер, в окне маячат московские огни и белое пятно Парламента. С виду абсолютный «Лок»: желтизна фильтра, напоминающая об усталом городе, еле слышный шум за стеклами, в кадре — взрослый, неглупый мужчина, который получает звонки с угрозами и потихоньку остается один на один со своей проблемой, а потом и с самим собой. Но Константин Хабенский в роли коллектора, который долго троллил людей, а в итоге сам оказался на уязвимой стороне, прячет в себе меньше темных глубин, чем Том Харди. Хороший парень, который не понятно как оказался на одной из самых циничных работ на свете. Кажется, он действительно не очень любит должников, особенно тех, кто должен 9 миллионов, но при этом отдыхает на яхте и делает ринопластику. Его хриплый голос напоминает людям, что поступки имеют последствия, поэтому, когда ему самому позвонят и пригрозят расправой, он не удивится.
Автор «Коллектора» — Алексей Красовский, человек, который любил сериалы еще тогда, когда это было стыдно, много лет посвятил изучению телесценарной кухни и немало претерпел на этой ниве от отечественных каналов. Один его проект — «Откровения» — все же дошел до эфира (канала «Звезда») и напоминает детективную версию In treatment. Каждой серии задана постоянная локация, в которой следователь устраивает допрос или разгадывает некую загадку. Сериал получил положительные отзывы, и от клаустрофобического детектива Красовский перешел к клаустрофобическому триллеру. Что, с одной стороны, логично, так как триллеры любят пространственные ограничения, с другой, опасно — что сериалу хорошо, то полному метру — смерть.
Забавно, что у опытного сценариста, недавно ставшего режиссером, по итогам сильно провисает именно сюжет. Всё, что касается режиссуры, выполнено хорошо: нескучная картинка, холодеющая и теплеющая, когда надо, обусловленная происходящим переменчивая длина планов, бодрый монтаж, точно поставленные актерские задачи (выполненные Хабенским от и до — но это уже другой разговор) — всё это качественно собрано под аккомпанемент ударных а-ля «Бёрдмен» и обещает какую-то феерию. Но феерии нет. Нет по сути второго акта. Того, где мир безвозвратно рушится. До последнего Хабенский будет чистеньким и его остановка-перерождение проходит тихо, глубоко, как-то вроде и без помощи желчных шефов и телефонных маньяков. Выложенное мстительной дамой паленое видео-компромат сначала всех пугает и превращает героя в прокаженного (что его не слишком заботит, он самодостаточный мужчина, прямо завидно), а потом все так же быстро, без видимой причины, отходят и стремятся к примирению. Привычного пути мученичества — не ждите.
Увы, сегодня для ощущения настоящей угрозы нам, безопасно сидящем в кинотеатре, маловато неподсудного компромата с Youtube. Нам бы чего пожестче, с тесаком — желательно не умозрительным. Алексея Красовского это, кажется, удивляет. Неужели неприятная нерукопожатность — это недостаточная причина для саспенса? Может быть, и достаточная, но только если герой менее стабилен. Или если это не фильм-триллер (где мы привыкли к остроте экстремумов), а сериальная форма.
Коллектор. Реж. Алексей Красовский. 2016
«Коллектор» мог бы стать сильным телефильмом, в нем есть обещание: у нас появился по-настоящему годный шоураннер. Но в нынешней ипостаси чувствуется обескураживающее несовпадение масштабов. Фильм, который в пересказе звучит как «Хабенский обходил лужу, а потом его отфотошопили» — как-то смущает.
В любом случае, уже в день премьеры «Коллектора» взял в широкий прокат Disney — так что определенный потенциал отрицать бессмысленно. Но лично я была бы рада подобному подходу скорее где-нибудь на «Амедиатеке», в сорокаминутных насыщенных сериях, а не в полном метре. Сам Красовский говорит, что убежал в кино от диктата заказчиков и каналов. Возможно, теперь пора вернуться к ним со щитом и попытаться установить свои правила. Но что-то подсказывает, что этого не случится.
Читайте также
-
Школа: «Капитан Волконогов бежал» — Сказка с несчастливым концом
-
Его идеи — К переизданию «Видимого человека» Белы Балажа
-
Школа: «Гунда» — Скованные одной (био)цепью
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»