18+

Подписка на журнал «Сеанс»

19 ОКТЯБРЯ, 2017 // Фестивали

«Камикадзе 1989»: Витязь в леопардовой пижаме

В Москве на днях стартует фестиваль фильмов о науке и технике 360°. Одна из самых ярких его программ — ретроспективный блок «Несовершенное будущее», подготовленный вместе с Берлинале. Это ваш шанс увидеть на большом экране Райнера Вернера Фасбиндера в фильме Вольфа Гремма «Камикадзе 1989».

«Камикадзе 1989». Реж. Вольф Гремм. 1989

Летом 1982 года на экраны Америки вышел «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, в котором мрачный полицейский в исполнении Харрисона Форда охотился за человекоподобными роботами — жертвами и рабами корпоративной экономики будущего.

У Германии в 1982-м был свой «блэйдраннер» — сумасшедший принц Фасбиндер в красной рубахе à la Shukshin и леопардовом костюме для пижамных оргий. Он красиво курил и шел по следу бомбистов. Немногословный, как и Декард, беспредельно крутой, он тоже цинично вкалывал на повелителей мира будущего, которое было слишком саркастично в своей близости. Снимать 1989-й — это вам не про XXI век и андроидов из глубокого космоса рассказывать.

Да, но 89-го, этого дивного и яростного завтрашнего дня, где идеальной экономикой Германии рулят бездушные медийные конгломераты, Фасбиндер ждать не стал. Стремительно отстрелявшись на площадке Вольфа Гремма со своими давнишними товарищами Бригиттой Мирой, Гюнтером Кауфманном и оператором Шварценбергером, он приступил к съемке фильмов, которым суждено будет стать его последними работами. «Тоска Вероники Фосс» и «Керель»… а дальше точка последней сигареты.

Сегодня в «Камикадзе 1989» отчетливо слышна одышливая обреченность этого человека-эпохи. Человека-вулкана, который предпочел взорваться, не дожидаясь завтра. Особенно поражают финальные титры: Фасбиндер подходит к стенке с портретом астронавта Базза Олдрина на Луне, облокачивается на него и, покуривая, играет в гляделки с камерой, которая уставилась на него немигающим взглядом. Вскоре он и сам застынет в стоп-кадре.

 

 

Но почему же кажется, что именно сегодня этот несвоевременный, маргинальный фильм из 1980-х, достойный разве что увесистой сноски в истории большого кинематографа, стоит посмотреть другими глазами?

Не только из-за Фасбиндера, костюм которого подарил заднюю обложку специальному номеру «Сеанса». Не только из-за Эдгара Фрёзе и Tangerine Dream, которые написали для «Камикадзе 1989» жирный электронный саундтрек. Не только ради трэш-обаяния 80-х и умопомрачительного настольного телефона в виде супермена. А чтобы увидеть, как «Камикадзе» как будто помимо своей воли предъявляет нам тот мир пресыщенной информационной скуки, в котором мы привыкли жить сегодня: мессенджеры, гаджеты, бесконечные смешные (тут в самом буквально смысле) видео-шоу и тотальная усталость стабильности, от которой главному герою не поможет даже запрещенный алкоголь. Вы тоже не пейте (курить ведь уже бросили) — и сразу после «Камикадзе», не понижая градус безумия, лучше возьмитесь за «Юбилей» Дерека Джармена.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»