Фестивали

Венеция-2014: 5 лучших фильмов


 

«Наш запах». Реж. Ларри Кларк

Новый атмосферный фильм Кларка о подростках, на этот раз французских, парижских — и сам режиссер появляется тут в роли спившегося бомжа Рокера, молча пожирающего глазами юных. Один мальчик влюблен в своего друга, но тот «гей только за кэш» — оба время от времени оказывают эскорт-услуги ровесникам Ларри Кларка. Некоторые зрители сочли картину физиологичной, но это не так: несмотря на легкость платного секса, вуайеризм автора (умноженный вуайеризмом героев, постоянно снимающих происходящее на смартфоны) и смерть в финале — это снова легкое кино о том, что юность прекрасна и во всем права, а остальным остается вожделеть и не врать, что не вожделеешь.

 

 

«Ничей ребенок». Реж. Вук Рзумович

Победитель «Недели критики» — фильм про югославского Маугли, основанный на реальных событиях и помогающий понять, какие истории могут рассказать международной публике восточноевропейские режиссеры. Где-то в Боснии, в 1988-м, охотники находят одичавшего мальчика, называют боснийским именем и отправляют в детский дом в Белград, где его учат ходить, говорить и есть вилкой — а потом начинается война. Хотя кино порой сносит в мелодраматизм, следить за эволюцией ребенка, выросшего среди волков, бесконечно интересно: вот он делает первый шаг, вот его уговорили надеть кроссовки, вот он обретает друга и переживает предательство. Важно, что герой не понимает символической функции вещей: рвет чужие фотографии и, встретив людей в камуфляже, едущих убивать бывших сограждан, не может ответить на вопрос «Парень, ты чей?»; как бы добры ни были к нему иногда люди, жить среди волков все равно безопаснее.

 

 

«Голодные сердца». Реж. Саверио Костанзо

Начинается все как романтическая комедия: двое — американец в первом поколении и итальянка — застряли в туалете китайского ресторана в Нью-Йорке, познакомились, потом поженились, потом узнали, что станут родителями (в ролях — главная молодая звезда итальянского кино Альба Рорвакер и Адам Драйвер; оба в Венеции получили по актерскому призу в нарушение негласного правила не отдавать подобные награды одной картине). С началом беременности женщина, убежденный веган, начинает вести себя все более странно, закончится все плохо, а Костанца останется автором уникального антифизиологического триллера, в котором источником опасности становится идея духовной и телесной чистоты.

 

 

«Взгляд тишины». Реж. Джошуа Оппенгеймер

Второй фильм о резне в Индонезии, во многом поясняющий и дополняющий первый, «Акт убийства» — к тому же, именно как кино он получился гораздо лучше. Здесь есть положительный герой — брат погибшего в 1965-м году крестьянина, который ходит по домам убийц и заглядывает им в глаза. Помимо прочего, «Взгляд» вскрывает суть пропаганды и двоемыслия, когда человек в попытке самооправдания, делает в одном предложении два взаимоисключающих заявления. Отстраниться от этого материала, как от головорезов из «Акта», у зрителя уже не получится: это больше не преступления далеких, чужих, и непонятных — это акт убийства человека человеком; и убийцы, и жертвы ничем не отличаются от нас. Подробнее о фильме — здесь.

 

 

«Голубь сидел на ветке, размышляя о смысле жизни». Реж. Рой Андерссон

Победитель Венеции, до того отвергнутый Каннами, пятый фильм главного шведского режиссера наших дней, третий — в трилогии о человеческом бытии (после «Песен со второго этажа» и «Ты, живущий») и первая его картина, снятая на цифру. С десяток коротких страшных и смешных анекдотов о жизни, любви и смерти, в каждом из которых на общий эффект работает несколько слоев изображения, а исторические пласты сжимаются, потому что все люди и все времена существуют одновременно. Подробнее о фильме здесь.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: