«Первый мститель: Противостояние»: После двоеточия
Хочется поговорить о двоеточии (в некоторых заголовках их действительно многовато). Двоеточие почти всегда — предупреждение. Осторожно, читатель: впереди цепь пояснений, уточнений, целый перечень последствий, в конце которого ты поскользнешься на мерзком «и т.д.», или «и т.п.». Двоеточие всегда обещает продолжение, и в этом смысле, конечно, является точным символом такого кинематографического явления как франшиза. Сначала двоеточие, потом — многоточие, а дальше только писк кардиографа, по которому безразлично поползет прямая линия. Следующие «Мстители», которых, как и «Противостояние», тоже будут снимать братья Руссо, растянутся аж на два фильма. За двоеточием будет говорящий подзаголовок — «Бесконечная война». Но пока не о будущем, а о том, что в наличии.
Первый мститель: Противостояние. Фрагмент плаката.
Первое, что хочется отметить, говоря о только что вышедшем «Противостоянии», — фильму страшно повезло с прессой. На этой неделе я прочитал так много текстов о «новом сокровище» Marvel, что даже голова закружилась от чужих комплиментов. Сайт Rotten Tomatoes в данном случае едва ли оправдывает свое название. Рецензенты и зрители сходятся в том, что фильм представляет собой новый (скажем так, очередной) эталон бесконечной серии. Наконец-то приевшуюся развлекательность Marvel разбавили терпкими нотками разлада в супергеройском движении. Отмечают пессимизм третьего акта. Мрачную интонацию тягостных раздумий, в которые после переодевания в цивильное погружаются главные герои. Говорят, что братья Руссо, питчингуя фильм боссам студии, очень часто говорили: «Империя наносит ответный удар», и добились своего. В год 2016-й, когда Бэтмен сломал бэтмобиль о колено Супермена, Marvel рассказал историю о том, как поссорились Капитан Америка и Железный человек.
«Противостояние», как и полагается произведениям о борьбе лучшего с хорошим, получился фильмом трагически серьезным и кондовым. Ни сучка, ни задоринки. Из чего состоит очередной сиквел Marvel? «Противостояние» — это несколько утомительных битв, в своей порнографической сути напоминающих костюмированные сходки из последнего фильма Стэнли Кубрика. «Противостояние» — это с десяток сериальных диалогов о добре и ответственности (повышенный хронометраж, ленивый монтаж и полное нежелание выстраивать мизансцены). «Противостояние» — это джинсовые юморески. Двойной шов, повышенная прочность, назойливое желание побрататься со зрителем, да, Человек-муравей тоже смотрит «Игру престолов». И еще «Противостояние» — это гигантские титры во весь экран: «КЛИВЛЕНД», «ВЕНА», «БЕРЛИН», «ВАШИНГТОН», — как будто величина букв поможет как-то оправдать невероятные бюджетные вливания.
Впрочем, стоит ли волноваться насчет денег? Куда бы ни ехал цирк Marvel, как бы высоко ни взмывали главные герои, этот фильм прочно стоит на земле просчитанных коммерческих ожиданий; над ним славно поработали маркетологи и сторителлеры. Они подкрутили личностную мотивацию Старку, сводили на похороны капитана Роджерса, перезапустили Человека-паука. Главный сюжет, впрочем, разворачивается где-то за пределами экрана: в пространстве промо. Репортажи о съемках и новости о кастинге таят в себе куда больше непредсказуемых поворотов, нежели сам фильм. Говорят, что серьезный зритель может и должен обнаружить в «Противостоянии» глубокую метафору американской внешней политики, ответить, что для него важнее: всеобщее благо или слезинка ребенка, вера в справедливость или юрисдикция ООН? Если это главное завоевание нового фильма, то лучше уж пересмотреть «Суперсемейку». Там можно отыскать темы поувлекательней. Не буду говорить, что фильму о супергероях не идет чрезмерная нагруженность смыслами. Отнюдь. И все же в данном конкретном случае это обременение точно не на пользу. «Противостояние» и так — словно конструктор «лего», засунутый в центрифугу — распадается на отдельные цветные детали. Несоразмерность фильма бросается в глаза даже на визуальном уровне. Количество мстителей зашкаливает, их силы и таланты разномасштабны: крупные планы брутальной Черной Пантеры, которая обычно полирует коготки в рукопашной, трудно соотнести с ракетами и лазерным наведением Железного человека, которому наоборот идут общие планы. Человек-муравей разросся до размеров Халка (его, слава богу, в фильме нет). Человеку-пауку тяжело без небоскреба.
Что, вообще, свело их вместе? Просто напросто двоеточие.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо