хроника

Кукарача-синефилия — Советы музыкального подполья

На что вдохновляет Ульрих Зайдль? Есть ли кино лучше «Греческой смоковницы»? О своей синефилии рассказывают представители отечественного музыкального андеграунда («Ленина Пакет», «Панк-Фракция Красных Бригад» и другие).

Владимир Айгистов и «Панк-Фракция Красных Бригад»

Владимир Айгистов

Группа «Панк-Фракция Красных Бригад»

Я посмотрел фильм «Оппенгеймер» Нолана, потому что знал, что главный герой, физик-теоретик, изобрел атомную бомбу и предсказал существование черных дыр, а его жена Китти состояла в коммунистической партии. Об Оппенгеймере узнал еще в школе от парня, с которым мы вместе учились в МАИ и играли в футбол. Пока смотрел, подумал — интересно, что будет, если к реактивному двигателю ядерный реактор приделать, можно ли двигаться на сверхвысоких скоростях? Оказалось, что в СССР такой ракетоплан был в разработке (ну, или это был вымысел): по крайней мере, его испытания показаны в фильме «Барьер неизвестности» (1961) Никиты Курихина. Его режиссер еще снял фильм «Жаворонок», у которого есть гнусный современный ремейк «Т-34» (сюжет там один-в-один, но только с хэппи-эндом, тогда как в советском фильме всех убили). Еще мне нравятся «В 26-го не стрелять» Равиля Батырова, «Песня Карлы» Кена Лоуча, «Человек, которого нужно сжечь» с Джан Марией Волонте, где рабочий лидер погибает в неравной борьбе с сицилийской мафией. Также рекомендую всем посмотреть сериал «Спрут» от начала до конца.

Иван Щеглов

Иван Щеглов

Экс «Ленина Пакет»

Хотя кино я смотрел довольно много, чтение для меня остается намного более простым и естественным процессом. Если смотреть фильм не отрываясь, мне становится нестерпимо скучно примерно через две-три минуты после начала, и я начинаю что-то пробивать в интернете, переписываться с людьми… В итоге полуторачасовой фильм можно смотреть часа три. И только в редчайших случаях смотрю, не отрываясь — интересно, что с точки зрения впечатлений никакой разницы нет. Что касается выбора фильмов, то обычно отталкиваюсь от темы и штудирую ее вглубь, насколько хватит сил и интереса. Как правило, хватает на много.

При разговоре о запоминающихся кадрах в первую очередь в памяти всплывают сцены из фильма Ёити Саи «Кровь и кости» (2004). Его и рекомендую посмотреть.

Павел Мрачек

Павел Мрачек

Группы «Дотти Дэнжер» и «Шлем»

Смотрю кино всё реже и более спонтанно. И более расфокусировано — отвлекают непрошенные мысли или фокус как бы смещается, вдруг начинаешь блуждать глазами по деталям интерьера или одежды, упуская смысл диалогов.

Почему-то вспомнился кадр из сериала Mad Men, который я смотрел два раза. И эту ошеломляющую деталь [число 666 — примеч.ред.], за которую невозможно не зацепиться взглядом, почему-то всегда вспоминаю, когда оказываюсь в деловом квартале или солидном офисе.

«Безумцы» (Mad Men). Реж. Фил Абрахам, Майкл Аппендаль и др. 2007-2015

Протагонист сериала Дон Дрейпер — мой герой и любимый современный несовременный киноперсонаж.

Пусть выдающийся телероман Mad Men и будет моей рекомендацией. Хочется стремиться быть ближе к архетипам Дона Дрейпера и Роджера Стерлинга, даже если в реальности ты в одном лице Марк, Джереми и Супер-Ханс из сериала Peep Show.

Лёша Омский

Лëша Омский

Музыкант, создатель лейбла «Охлупень»

Я могу загореться отсылкой на фильм в хорошей книге (Трофименков, Добротворский), но чаще всего иду по своим спискам или по спонтанному желанию. Пару раз в году возвращаюсь к странному, идиотскому в лучшем смысле этого слова «Театру крови» Дугласа Хикокса с бесподобным Винсентом Прайсом, — и каждый раз получаю огромное удовольствие от новых деталей. Из нашего посоветую «Центросибирские хроники» — яркая, самобытная вещь. Особенно здорово до заплыва ничего не читать ни о ней, ни о новых субжанрах, смотреть с чистого листа.

Денис Алексеев

Денис Алексеев

Водитель Газели Смерти, руководитель фестиваля Optimalinija

Не могу сказать, что я смотрю кино. Мне кажется, «смотреть кино» значит пропускать через себя 1-2 фильма в день, но вряд ли я могу похвастать чем-то подобным. К стыду, я даже не знаком с классикой. Если бы у меня было на это время, я бы смотрел режиссеров пачками: с самого первого до последнего фильма. Начиная с азов. Мне правда стыдно за это: моей голове нужно обновление. В принципе, она неплохая, просто прошивка никуда не годится. Думаю, систематизированное углубление в мир кино немного помогло бы этому процессу.

Бывает, я покупаю какую-нибудь книжку про кино — биографию режиссера или сборник статей — и смотрю все, что в ней упоминается. Заодно пытаюсь сопоставить увиденное с прочитанным. Последнее, что я таким образом «освоил», был Херцог. В недавнее время вышло несколько его книг.

Наверное это звучит наивно, но финал «Забриски Пойнт» меня невероятно впечатлил. Финальная сцена «Непрощенного» тоже (тоже наивно и тоже пронимает). Правда все это я смотрел давным-давно, сейчас взрослым умом мне тяжело впечатлиться, да и отношение к кино у меня скорее «литературное» — я воспринимаю историю, а не движущуюся картинку.

Мои рекомендации:

1. «Коноплянка» / Konopielka (1982) Витольд Лещиньский
2. «Красота порока» / Lepota poroka (1986) Живко Николич
3. «Желтый платочек счастья» / 幸福の黄色いハンカチ (1977) Ёдзи Ямада
4. «Доктор Акаги» / Kanzō-sensei (1998) Сёхэй Имамура
5. «Солнце неспящих» / Udzinarta mze (1992) Теймураз Баблуани
6. «Метео» / Meteo (1990) Андраш Монори Мес
7. «Нити» / Threads (1984) Мик Джексон
8. «Год Дьявола» / Rok Dabla (2002) Петр Зеленка
9. «Без солнца» / Sans solei (1982) Крис Маркер
10. Бонусом мультики загребской студии: Lutka Snova (Zlatko Grgić), Lalilonska Kula (Rastko Ciric), Čudna Ptica (Borivoj Dovniković)

Андрей Жильцов

Андрей Жильцов

Группы The Cold Dicks и «Журналист из ФурФура»

Киноискусство у меня всегда ассоциировалось с очкариками, снобами и интеллектуальными выскочками, то есть с теми людьми, у которых наверняка есть какие-то особые подходы или принципы просмотров. Мои же принципы самые варварские и легко укладываются в фразу — что бог пошлет. Кино-бандеролей во вселенную The Cold Dicks господь прислал в огромном количестве: тут и «Беспредел», который сейчас пошловато вспоминать… Далее «Собачья жара» Ульриха Зайдля, в фильме есть очень смешной момент, как некто Красавчик вламывается с пистолетом к обидчику своей подружки, и пытается заставить его исполнить песню «Кукарача». На основе этого момента мы сочинили собственный трек «Кукарача блюз» — смешной и жуткий одновременно.

Однажды я вспомнил про просмотренный когда-то фильм «Мусорщик» и сотворил для нашей пластинки «Модуль!» целый аудиоспектакль из разговоров актрисы Судзиловской и актера Гуськова. Диалоги живые, не избитые, доступные и абсолютно уравновешивающие достаточно хаотичное повествование альбома. На последней нашей записи отлично ужились диалоги про душу, жадность и наркотики из киноленты «Пирамида» Эльдара Салаватова. По рекомендации Ивана Щеглова купил книжку киносценариев Луцика и Саморядова. Прочитал. Ничего плохого сказать не могу, но и ничего хорошего тоже. Что-то искреннее и дельное по поводу кино, я думаю, было произнесено мной в разговоре с отбывающим срок в тюрьме Валерием Мантровым, а звучало оно так: «Валера, зачем вообще что-то смотреть после „Греческой Смоковницы“?» Это, пожалуй, и порекомендую.

Алексей Фомин

Алексей Фомин

Группа «Министерство любви»

На заре туманной юности я смотрел серьезные фильмы и классику — в Санкт Петербурге был завсегдатаем кинотеатра «Спартак». Сейчас я смотрю преимущественно сериалы, не хочется грузиться.

В фильме Трюффо «Последнее метро» действие происходит во времена нацистской оккупации в Париже. Жена прячет мужа-еврея в подвале театра. Также у нее в труппе играет актер, который участвует в Сопротивлении. И когда приходят с обыском фашисты, она за руку ведет актера к мужу в подвал, и они смотрят друг на друга. После паузы она говорит: «Что встали? Уберите здесь всё». Вот эта пауза — один из самых сильных моментов в мировом кино. Фильмов хороших много. Последний, который я видел — «На острие» про спортсменок саблисток. Ненавижу спортивные фильмы, но ради этого даже сходил в кинотеатр. В главных ролях: Светлана Ходченкова и Стася Милославская.

Сейчас кино смотрят на гаджетах — это безобразие и извращение. Но для сериалов нормально. Очень рекомендую сериал «Сумеречная зона» (2002-2003).

Антон Николаев

Антон Николаев

Группа «Пролетарий»

Смотрю фильмы точно по-другому, чем в конце прошлого века. Тогда я ходил в кинотеатр или смотрел с чувством возвышенным. Потом это все куда-то ушло: интереснее стало смотреть сериалы (в том числе и плохие), слушать краткие пересказы фильмов на YouTube, полюбил спойлеры. Кино стало лишь одной из форм визуального контента, которых в нашу эпоху много. Мне кажется, из режиссеров прошлого века эту ситуацию лучше всего прочувствовал и предвидел Вернер Херцог. А также британский режиссер Майк Фиггис своим «Таймкодом» (2000), где экран разбит на четыре части, в каждой из которой происходит свое действие, показал, что кино это не главное искусство, а лишь кино.

Важно судить автора по его законам. Если это старое кино, то важно понимать, что там есть религиозный момент возвышенного. Если кино современное, то это уже узкий, интимный жанр. Если взять удачные и относительно современные социальные драмы, будь то фильмы братьев Дарденн, Ханеке, «Все умрут, а я останусь» Гай Германики, «Племя» Мирослава Слабошпицкого, то каждый из этих фильмов, как мне кажется, легко может быть конвертирован в театральную постановку, где на экран в качестве интермедий можно выносить сцены связанные с насилием и сексом. Кинематограф как синкретический жанр неиллюзорно проигрывает сериалам, интернету и видеоиграм (что пока не очевидно, но потом станет более ясным).

Смотрите старые фильмы. Бунюэля, Куросаву — как представителей золотого века, Херцога — как рефлексию кинематографа по поводу собственных границ. Для того, чтобы понять, чем кино уже не является, стоит разобраться, чем оно было.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: