Рецензии

Танец богини — «Ашера» Анны Озерской

29 августа в «Авроре» состоится петербургская премьера фильма-балета Анны Озерской «Ашера», вдохновленного поэмой Михаила Короля «Песни срубленной Ашеры». Фильм представит и обсудит со зрителями Леонид Федоров, написавший саундтрек. Об этой работе, хореографии и тонкостях жанрового определения размышляет Елизавета Тыщенко.

Что вы думали о мифах Древней Греции в детстве? Ребенком меня мучали вопросы: кто эти боги, почему они сильнее нас, существуют ли на самом деле, или кто-то их выдумал? А главное — почему их так много? Целая небесная канцелярия, от которой человечеству не легче. Оказалось, на каждом кусочке Земли есть свое божественное ведомство, а Зевсу и компании всего лишь повезло быть подхваченными волной европоцентризма. И если греческие боги и богини успели обрести самодостаточность благодаря искусству, то божественные кланы религий постарше не смогли избежать сокращения штата.

О приходе монотеизма на израильскую землю размышляет поэт и культуролог Михаил Король в фантасмагорической поэме «Песни срубленной Ашеры». Через восемнадцать лет текст ложится на музыку, призывающую к танцу. Для завершения обряда воскрешения ханаанской богини плодородия не хватает только кинокамеры, которую, разумеется, в нашей эре раздобыли.

«Ашера». Реж. Анна Озерская. 2023

В арсенале группы «АукцЫон» уже существовало подходящее заклинание, но ее бессменный лидер Леонид Федоров решил посвятить женской доле новый альбом (написанная к «Ашере» музыка существует как в виде саундтрека к фильму, так и отдельного альбома). «Я сама себе и небо и луна», — вполне могла петь уставшая от многочисленных поклонников Ашера. Но она выбирает танец! Фильм-балет — так окрестили этот проект его создатели, но определение вызывает вопросы. Привычка к четким жанровым конвенциям вступает в бой с гибридной аудиовизуальностью «Ашеры». Первая служит цельности, вторая заводит новые знакомства. Поэтому чтобы «фильм-балет» стал фильмом, нужно расширить кинописание, впустить туда свежих кумиров, сократить дистанцию длиной в дефис.

К телу возвращает камера, работающая в тандеме с танцорами

Сопоставив «Ашеру» с советскими «фильмами-балетами», например, «Анной Карениной» с Майей Плисецкой (реж. М. Пилихина, 1974) или «Анютой» по Чехову (реж. А. Белинский, В. Васильев, 1982), можно заметить, что привычный термин кажется обветшавшим. Декорации пылятся в театрах, Ашера предпочитает жить на природе, а размышлять в предельно условном, обезличенном, вакуумном пространстве сцены. Долгие общие планы и челночный бег камеры не способны выразить всю ее скорбь о любимом, передача которой происходит прежде всего на телесном уровне. Сближение пластики тела с камерой сейчас модно называть кинотанцем. Ребрендинг ли это старого термина? Возможно. Но это слово кажется более подходящим тому, что мы видим на экране.

Сегодня кинотанец для кинематографистов и зрителей загадочный феномен. Он прибывает в мифическом положении, и непонятно, существует ли вообще, как, собственно, и погибающая в монотеизме Ашера. Решение режиссера-хореографа рассказать ее историю кинотанцем — смелая попытка сместить фокус зрения на телесность, с ограниченностью которой люди столкнулись во времена локдаунов, когда проходила основная работа над фильмом.

«Ашера». Реж. Анна Озерская. 2023

Воскресит ли Ашеру кино, избавит ли от участи звезды часового клипа «АукцЫона»? Хореограф Анна Озерская и двенадцать танцовщиков с разных концов Земли буквально растанцевали для этого пантеон ханаанских богов, подчеркивая уникальность каждого индивидуальной пластикой. В фильме не стоит искать классических балетных па и фуэте: перед нами танец модерн с элементами близлежащих стилей. Зародившись на стыке двух предшествующих столетий, отсылает он к фольклорным мотивам прямиком из Древней Греции. Айседора Дункан верила в пришествие «танцовщицы будущего», непременно женщины, чьи «тело и душа разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением ее души».

Ее реальность, как во всех предыдущих танцевальных эпизодах, распадается на природную и искусственную половины

Богиня в абсолютном фаворе, ее тело чувствительнее мужского. Она перебирает, подстраивается и отвергает неподходящие движения партнеров: резкость Муту, текучесть Латуну, лобзания Йамму не приводят ее к умиротворению. Так тело проявляет впечатления от обращения с ним, лепит себя из множества падений, вращений, шагов изгибов и прикосновений.


Йамму, я не люблю бога Йамму,
Как не люблю читать купринскую «Яму».
Надоела, надоела соплей пучина.
Пожалуйста, не приставайте ко мне, мужчина!

В сольном стоп-моушен эффекте Ашера, как древесный идол — не сходит с места. Ее руки трепещут, как ветки на ветру, тело, как ствол, распрямляется, стремится к небу, которого нет. Она закупорена в космической темноте и собственных мыслях о свободе от принадлежности мужчине.


Это нам рисовали на черепках как символ веры
Уродов рукастых и подписывали:
Йуд-Хей-Вав-Хей и его Ашера.

Порой нецензурная исповедь перекрикивает тело, сбивая внимание с хореографии на текст. Но к телу возвращает камера, работающая в тандеме с танцорами — это их спланированная, отработанная хореография, каждое движение в которой будто бы спонтанное, но неслучайное. Ваал, «владыка всех богов», первым вступает в танцевальный «поединок» с Ашерой. Обличие быка выражено в движении — он бодается с потенциальной женой, статика камеры накаляет распрею, выжидает. Чуткое следование за отдельными частями тел, крупные планы и фрагментарность подчеркивают моментальную эксцентрику танцевальных элементов, не пытаясь вписать в рамку кадра всё, что движется.

«Ашера». Реж. Анна Озерская. 2023

Заключительный эпизод с Йуд-Хей-Вав-Хеем наполнен не менее абьюзивными жестами. А что еще остается делать, если твой возлюбленный — дровосек? «Бьет — значит, любит», — покорно промолвит Ашера и продолжит крошиться в руках мужа. Ее реальность, как во всех предыдущих танцевальных эпизодах, распадается на природную и искусственную половины: из освещенной прожектором студии, боги с помощью монтажа переносятся в пейзажи шведских лесов. Всё в лучших традициях авангардных экспериментов Майи Дерен, где локация обязательно «в танцах».

Занавес. Аплодисменты. Но что в итоге первично: яйцо или курица? Танец, музыка или кино? Можно было бы расставить искусства по продолжительности их существования в человеческой культуре, но для понимания кинотанцевального фильма это бессмысленно. Мы либо принимаем предложенное триединство, либо нет. Ведь в фильме оно служит всепоглощающей любви, которая-то всё и объединяет. Ашера — ее богиня, обменявшая земной облик на возможность танцевать.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: