18+

Подписка на журнал «Сеанс»

25 МАРТА, 2017 // Фестивали

Анимация, поэзия и черный квадрат

20 марта завершился XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино. О главных фильмах смотра и буме поэтической анимации рассказывает Павел Шведов.

The Square
Яков Круглов (Варя Яковлева)

Анимация молодеет — это главное ощущение от прошедшего в Суздале фестиваля. Продолжают выпускать интересных режиссеров московский ВГИК и петербургский СПбГИКиТ. Но в профессию приходят, не только окончив профильный вуз: интересные дебюты создаются и выпускниками студийных мастерских или частных курсов. К примеру, оригинальные и свежие вещи делают студенты Ивана Максимова, собравшего небольшую мастерскую в Петербурге. Отличились и молодые режиссеры, в прошлом году работавшие на союзмультфильмовском альманахе «Велосипед» под руководством Михаила Алдашина. При этом дебютанты не склонны идти проторенными путями своих учителей — и по стилю, и по способу рассказа их работы очень разнообразны.

Крен в сторону молодой анимации подтвердило и жюри, целых пять дипломов вручив дебютным и студенческим фильмам. Из последних лучшим был признан The Square студентки школы-студии «Шар» Вари Яковлевой, снявшей этот фильм под псевдонимом Яков Круговых. Трехминутная зарисовка, в которой люди, идущие по своим делам, останавливаются и пораженно смотрят на зрителей в зале, является фантазией на тему супрематической иконы — «Черного квадрата» Казимира Малевича. Черное полотно становится занавесом, скрывающим бурлящую жизнь. И если его приоткрыть, не так просто сказать однозначно, кто в данном случае за кем наблюдает.

 

«Среди черных волн»
Анна Буданова

Гран-при ожидаемо получил фильм Анны Будановой «Среди черных волн»: его мировая премьера прошла в Локарно, и с тех пор он безостановочно колесит по фестивалям, завоевывая одну награду за другой. Новая работа Будановой отличается от предыдущей «Обиды», четко наследовавшей традиции свердловской школы анимации, и решена в совершенно иных визуальных тонах — весь спектр эмоций здесь передан лишь с помощью оттенков серого и вкраплений красного. Сюжет «Среди черных волн» основан на древней вере северных народов в существование людей-тюленей и рассказывает о жестокой любви охотника к девушке-оборотню. Однако в фильме много аллюзий и на современную культуру — к примеру, на хореографию Пины Бауш и эстетику Петра Думалы. Режиссер легко сплавляет реальность и миф, прошлое и настоящее, оставляя призрачную надежду и на то, что семья, любовь и вольная жизнь также способны сосуществовать вместе.

 

«Рыбы, пловцы, корабли»
Дмитрий Геллер, Андрей Кулев

За главный приз с Анной Будановой соревновался еще один представитель свердловской школы — Дмитрий Геллер, на пару с болгарским режиссером Андреем Кулевым снявший поэтическую притчу «Рыбы, пловцы, корабли». Не получив Гран-при, фильм завоевал вторую по значимости награду — за лучший короткометражный профессиональный фильм, а также приз кинокритики и приз мэтров имени Александра Татарского. Геллер и Кулев создали свой проникнутой китайским национальным колоритом авторский фильм по приглашению Цзилиньского института анимации, студенты которого работали на картине. «Рыбы, пловцы, корабли \ Меняют облик воды. \ Вода тиха, вода шевельнётся \ Только для тех, кто её коснётся» — вокруг этого четверостишия вальсируют ловец жемчуга и актриса театра теней, и ритм их трагической истории любви задается не столько повествованием, сколько визуальными рифмами и филигранным монтажом. Признанный мастер эксперимента с киноязыком, Дмитрий Геллер снова исследует новые территории, раскрывая возможности циклических повторений и усиливая с их помощью драматическое напряжение истории.

 

«Два трамвая»
Светлана Андрианова

Два специальных приза были отданы картинам, созданным на киностудии «Союзмультфильм». Фильм Светланы Андриановой был отмечен «за поэтичность». История про взросление сына и материнскую заботу создана в сложной технике сочетания двухмерных героев и трехмерного пространства. Основываясь на произведении Осипа Мандельштама и иллюстрациях Анны Десницкой, Андрианова показывает возможности переноса уже существующего книжного мира в анимационную вселенную. Зритель погружается в атмосферу старого города, населенного плоскими, нарисованными на бумаге персонажами. А трамвайные рельсы становятся линией судьбы взрослеющих и стареющих обитателей депо.

 

«Джонни-Бони-Бо»
Елизавета Скворцова

Обладателем другого спецприза — «за чувственность и гармонию выразительных средств» — стал фильм Елизаветы Скворцовой. В этой лирической картине по мотивам стихотворения абсурдиста Эдварда Лира герои не могут прийти к компромиссу и повторяют извечную историю про цаплю и журавля, решенную в легкой графической манере. Роковая леди Джингли-Джонс становится соседкой мистера Джонни-Бони-Бо. Герой решается на сватовство, но в борьбу за сердце неприступной красавицы вторгается ураганный ветер и уносит мистера в море. В последних кадрах Джони-Бони-Бо загорает на спине черепахи, будто приплывшей из фильма Микаэля Дюдока де Вита, а убитая горем леди остается в компании кур.

 

Особый интерес к поэзии и поиску новых форм проявился в отечественной мультипликации в непростое для нее время. На киностудии «Союзмультфильм» творческая оттепель сменилась заморозками. Былые лидеры авторской анимации — школа-студия «Шар» и студия «Пчела» — выступили тихо и скромно, хоть и получив должные отклики со стороны фестивального жюри. Молодежь, выпускаясь из отечественных вузов, все чаще смотрит в сторону зарубежных киношкол. Да и часть профессионалов анимации либо планирует, как Анна Буданова, уехать в длительную творческую командировку за рубеж, либо, как Дмитрий Геллер, уже снимает свои новые фильмы под флагами других стран. Возможно, новая волна эстетических исканий российских мультипликаторов, принадлежащих при этом к разным поколениям, является лучшим свидетельством зрелости нашей анимации и необходимости ее последовательной поддержки. Российские авторские мультфильмы стабильно присутствуют на зарубежных фестивалях, а полнометражная и сериальная анимация зачастую оказывается успешнее игровых отечественных картин. Хочется верить, что существующие институциональные проблемы — слабость образовательной базы и нестабильность источников финансирования — будут решаться. А мы и дальше сможем радоваться успехам наших авторов.

Артхаус
Party
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»