Рецензии

«Отверженные» Ладжа Ли — Плохой хороший агроном

На этой неделе в прокат выйдет еще один фильм из каннского конкурса — полнометражный дебют Ладжа Ли «Отверженные». О социальной картине про парижскую субурбию, связях с романом Гюго и французской склонности к дидактике рассказывает Павел Пугачев.

Со времен «Отверженных» Виктора Гюго в парижской коммуне Монфермей мало что изменилось. Разве что дома теперь выше. Но проблемы в основном те же: социальное расслоение и нищету помножьте на многовековую традицию французских подданных взбираться на баррикады при любом значимом поводе. Бунтовать во Франции умеют как нигде. И все же, несмотря на название и пару звучных цитат из классика («Нет ни вредных трав, ни плохих людей, есть только плохой агроном» — так завершается это кино), «Отверженные», конечно, никакая не экранизация. Основой полнометражного дебюта Ладжа Ли, получившего каннский Приз жюри, стала его же одноименная короткометражка.

Ладж Ли
«Тренировочный день» в «13-м районе» «Ненависти»
 

По сюжету жандарм Стефан (Дамиен Боннар), перебравшись из маленького городка в парижский пригород по семейным обстоятельствам, заступает на службу в местную полицейскую бригаду. Выросшие в этом жарком местечке напарники сразу же придумывают Стефану кличку — Солидол. Новобранца они особо не жалуют, но он, понятно, потерпит. Первое дежурство будет долгим. На улице жара; подростки курят дурь посреди улицы; кто-то утащил львенка из цыганского зоопарка; местные банды, составленные по национальным и религиозным признакам, лезут на рожон при каждом удобном случае, а один паренек балуется с дроном, в камеру которого вот-вот попадет что-то компрометирующее местную полицию.

«Отверженные». Реж. Ладж Ли. 2019
Кожа, в которой я живу Кожа, в которой я живу

Велик соблазн давать «Отверженным» исключительно кинематографическую генеалогию: «Тренировочный день» в «13-м районе» «Ненависти». Трудно не вспомнить и раскаленные социальные драмы Спайка Ли, с которым Ладжа Ли роднят не столько объекты наблюдения, не форма и интонация, а склонность к дидактике такого рода, что позволяет говорить со зрителем на равных. Такие нотации от старшего брата, присевшего на корточки, которые рано или поздно перерастают в крик или в высокомерное поучение. Или и в то, и в другое. Кажется, что и режиссер это понимает. Например, тут есть персонаж, странным образом напоминающий Шефа из «Южного парка» — массивный чернокожий мужчина с нежным басом и цепким взглядом, изрекающий мудрости за готовкой шавермы. Только что не поет.

«Отверженные». Реж. Ладж Ли. 2019
При всей наивности этот набор мудростей звучит довольно убедительно — старший брат плохого не посоветует.
 
«Атлантика» Мати Диоп — Море не волнуется «Атлантика» Мати Диоп — Море не волнуется

Лица тут вообще любопытные. Большая часть героев — буквально люди с улицы — колоритнейшие типажи, которыми Ладж без особого стеснения любуется. Большая часть профессиональных актеров поместилась в салоне полицейской машины. Особенно запоминается мнящий себя ковбоем нервный и злой коп Крис, сыгранный интеллигентнейшим с виду артистом Алексисом Маненти, он же написал сценарий фильма. При удаче в череде лиц можно распознать и Ромена Гавраса, чьи задорные ролики о массовых беспорядках и бойких маргиналах неизбежно вспоминаются по ходу просмотра.

Несмотря на каннскую премьеру и призы, это, конечно, не вполне фестивальная социальная драма. «Отверженные» — фильм «зрительский», и отлично смотрится в широком прокате. Немногие современные экшн-фильмы могут похвастаться таким драйвом и умением удерживать внимание зрителя на протяжении всего действия. Причем элементарными вроде бы приемами: живая камера, крупные планы на длинном фокусе, головокружительные панорамы с дрона (что удивительно — драматургически и эстетически совершенно обоснованные), резкие монтажные стыки. Напряжение рождается с полтычка, как и в обыденном дворовом противостоянии, что, впрочем, не мешает авторам заполнять хронометраж драматургическими коллизиями, которых с лихвой хватило бы еще на пару-тройку фильмов или даже целый сезон сериала.

«Отверженные». Реж. Ладж Ли. 2019
Жанна Балибар: «Париж и окраины превратились в гетто» Жанна Балибар: «Париж и окраины превратились в гетто»

Локальные конфликты Ладж Ли собирает в эпическую картину общего социального противостояния, не забывая декларировать простые истины: «Зло порождает только зло», «нет плохих детей — есть плохие воспитатели», «силой проблем не решить». При всей наивности этот набор мудростей звучит довольно убедительно — старший брат плохого не посоветует. И только ближе к финалу прямой репортаж из ада оборачивается умиротворяющим репортажем «Ребятам о зверятах», и кажется, еще чуть-чуть, польется с экрана голос Николая Дроздова.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: