О «деле Седьмой студии» — письмо кинематографистов
Журнал «Сеанс» и кинематографисты — представители разных профессий нашего цеха — призывают министра культуры РФ Ольгу Любимову отозвать иск Минкульта к Кириллу Серебренникову, Алексею Малобродскому, Софье Апфельбаум и Юрию Итину. И обеспечить таким образом единственно возможный исход дела. Выражая солидарность с другими деятелями искусства и культуры, «Сеанс» обращает внимание на вклад Кирилла Серебренникова в развитие современного кинематографа. Присоединиться к нашему обращению можно, отправив письмо со своим именем по адресу seance.magazine@gmail.com или в социальных сетях «Сеанса».
Уважаемая Ольга Борисовна!
На 22 июня назначены прения сторон во втором процессе по «делу Седьмой студии», в ходе которых обвинение запросит наказания для обвиняемых: Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского, Юрия Итина, Софьи Апфельбаум. После прений обвиняемым будет предоставлено последнее слово, и суд вынесет вердикт.
«Театральное дело» — Тридцать три квадрата
«Театральный процесс» длится больше трех лет. Следствие началось еще весной 2017 года. Потерпевшими выступают представители Министерства культуры РФ. Все эти долгие три года мы, уверенные в невиновности наших коллег, требуем справедливости в этом деле, хотя время и здоровье «подсудимых», растраченные в ходе этого процесса восполнить будет невозможно.
То, что происходит сейчас в суде, отразится не только на судьбе Кирилла Семеновича, но и на судьбе его учеников, членов его съемочных групп, товарищей и коллег по цеху, как театральному, так и кинематографическому.
У нас нет сомнений в безупречной честности Софьи Апфельбаум. Все профессиональные экспертизы подтвердили, что никаких нарушений не допустили Алексей Малобродский и Юрий Итин. Об этом прекрасно написали наши коллеги из журнала «Театр». Но мы — кинематографический журнал, и потому, целиком и полностью разделяя смысл послания театрального сообщества, хотим особо сказать о кинорежиссере Кирилле Серебренникове.
В советском и постсоветском искусстве существовала режиссерская традиция, в которой органично соединялись театр и кино. В прежние годы в театре и кино одинаково плодотворно работали Андрей Тарковский, Анатолий Эфрос и Петр Фоменко. Сегодня это делает режиссер-новатор Кирилл Серебренников. То, что происходит сейчас в суде, отразится не только на судьбе Кирилла Семеновича, но и на судьбе его учеников, членов его съемочных групп, товарищей и коллег по цеху, как театральному, так и кинематографическому.
Мы. О «деле Седьмой студии»
На допросы в статусе обвиняемого Кирилла Серебренникова увезли со съемок фильма «Лето». И за время процесса он успел, даже находясь под домашним арестом, его завершить. Премьера картины прошла в основном конкурсе Каннского кинофестиваля — там, на главной фестивальной площадке мира, он представлял российское кино. На пресс-конференции его место пустовало — он не мог не только выехать из страны, но даже выйти из дома. После завершения в сентябре 2019 года первого процесса он успел сделать еще один фильм — «Петровы в гриппе». Съемки шли по ночам, а днем были бесконечные судебные заседания уже второго процесса, начатого после того, как первое дело развалилось. Мы видели черновой монтаж: с уверенностью говорим, что это новаторская, мощная картина. Серебренников — один из самых плодовитых и интересных режиссеров современного отечественного кино. Даже бесконечные судебные заседания не могут это изменить, но очевидно, насколько больше он мог бы сделать, не будь «театрального процесса».
Пьеса абсурда — так было бы справедливо охарактеризовать всё, происходившее в ходе следствия и суда.
В сентябре 2019-го, когда суд вернул дело назад в прокуратуру, мы были настроены оптимистично. Казалось, теперь справедливость будет восстановлена, а само дело закрыто. Казалось, окончательную ясность в него внесла экспертиза, проведенная по запросу суда авторитетным и уважаемым ученым, доктором искусствоведения Видмантасом Силюнасом и первым заместителем художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Мариной Андрейкиной. Но в ноябре начался новый этап судебных слушаний.
Что он принес?
Выяснилось, что главный свидетель обвинения Нина Масляева дала три противоречащих друг другу версии показаний, но так и не выяснилось, какой из них можно верить. Мы увидели, как ряд других свидетелей обвинения уже в зале суда опротестовали ответы, зафиксированные и представленные следствием, или просто не смогли их подтвердить. Мы ознакомились с результатами не выдерживающей критики третьей экспертизы, проведенной по делу Еленой Баженовой (ныне директор Департамента финансово-правовых вопросов и кадрового обеспечения МХАТа им. М. Горького) и театроведом Ольгой Галаховой.
«Дело Седьмой студии» — Дурной сон
Еще до всех экспертиз Любовь Аркус писала в «Сеансе» три года назад: «Какие у меня основания безоговорочно верить в невиновность Кирилла Серебренникова? Неопровержимое доказательство — послужной список его работ. За 25 лет он выпустил больше 60 спектаклей и 14 фильмов. Не считая педагогической, кураторской и прочей творческой деятельности»
Пьеса абсурда — так было бы справедливо охарактеризовать всё, происходившее в ходе следствия и суда. Было бы смешно, если бы речь не шла о жизни и судьбе людей, работа которых критически важна для отечественной культуры.
Все, что мы знаем о процессе по «делу Седьмой студии», свидетельствует о том, что следствие велось с грубейшими нарушениями. В существующих обстоятельствах, наверно, чересчур оптимистично надеяться на справедливое решение суда, и все-таки мы верим, что именно оно и будет вынесено, а подсудимые будут оправданы. Определяющую роль в этом может и должен сыграть отзыв искового заявления Министерства культуры. Мы присоединяемся к общему призыву и заявляем о своей солидарности с обвиняемыми.
Александр Сокуров, режиссер
Любовь Аркус, учредитель «Сеанса», режиссер
Василий Степанов, главный редактор журнала «Сеанс»
Рената Литвинова, драматург, режиссер, актриса
Татьяна Друбич, актриса
Сергей Соловьев, режиссер
Надя Васильева, художник по костюмам
Влад Опельянц, оператор-постановщик
Ольга Михайлова, художник по костюмам
Сергей Астахов, оператор-постановщик
Иля Малахова, драматург
Бакур Бакурадзе, режиссер
Вадим Абдрашитов, режиссер
Николай Хомерики, режиссер
Марина Разбежкина,режиссер
Сергей Февралев, художник-постановщик
Анатолий Белый, актер
Алексей Агранович, актер, режиссер
Алла Демидова, актриса
Чулпан Хаматова, актриса
Борис Нелепо, программный директор кинофестиваля «Дух огня»
Наталия Мещанинова, режиссер, драматург
Эльдар Кархалёв, художник-постановщик
Виктория Толстоганова, актриса
Виктория Исакова, актриса
Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино»
Максим Павлов, куратор кинопрограмм Третьяковской галереи
Роман Супер, режиссер
Катерина Гордеева, режиссер
Алексей Попогребский, режиссер
Александр Миндадзе, режиссер, драматург
Жора Крыжовников, режиссер
Илья Стюарт, продюсер
Илья Тилькин, драматург
Анна Пармас, режиссер, драматург
Лариса Малюкова, кинокритик
Юрий Норштейн, режиссер
Резо Гигинеишвили, режиссер
Александр Кузнецов, актер
Константин Бронзит, режиссер
Валерий Тодоровский, режиссер
Сергей Лозница, режиссер
Александр Хованский, актер
Любовь Мульменко, драматург
Андрей Плахов, кинокритик, программный директор кинофестиваля «Зеркало»
Алексей Федорченко, режиссер
Нигина Сайфуллаева, режиссер
Евгений Цветков, оператор-постановщик
Андрей Звягинцев, режиссер
Юлия Баталова, режиссер монтажа
Елена Жукова, художник-постановщик
Егор Исаев, режиссер
Михаил Брашинский, режиссер
Геннадий Смирнов, актер
Саша Кулак, режиссер
Гарри Бардин, режиссер
Алишер Хамидходжаев, оператор-постановщик
Глеб Филатов, оператор-постановщик
Екатерина Панченко, контент-продюсер
Михаил Местецкий, режиссер, драматург
Даша Данилова, режиссер монтажа
Борис Хлебников, режиссер
Оксана Фандера, актриса
Данила Розанов, зам. главного редактор портала «Кинопоиск»
Зося Родкевич, режиссер
Наталья Нусинова, киновед, доктор искусствоведения
Наташа Меркулова, режиссер, драматург
Алексей Чупов, драматург, режиссер
Александр Паль, актер
Алексей Артамонов, программный директор Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии
Наталья Дрозд, продюсер
Татьяна Сергеенко, кинокритик, редактор
Дмитрий Мамулия, режиссер
Геннадий Костров, продюсер
Михаил Ямпольский, киновед, доктор искусствоведения
Евгений Калакин, режиссер, актер
Егор Беликов, редактор журнала «Искусство кино»
Андрей Карташов, кинокритик
Андрей Хржановский, режиссер
Илья Хржановский, режиссер
Анатолий Васильев, театральный и кинорежиссер
Александр Раппопорт, драматург
Рустам Ибрагимбеков, драматург
Кантемир Балагов, режиссер
Кира Коваленко, режиссер
Ксения Середа, оператор-постановщик
Дмитрий Желковский, режиссер
Евгения Марченко, режиссер
Леонид Павлючик, кинокритик
Валерий Полиенко, режиссер
Кирилл Ненашев, режиссер
Оксана Бычкова, режиссер
Владимир Непевный, режиссер
Инна Васильева, редактор, сценарист
Владислав Котлярский, актер
Лариса Юсипова, редактор
Зара Абдуллаева, кинокритик, редактор журнала «Искусство кино»
Артём Васильев, продюсер
Елена Коренева, актриса
Павел Финн, драматург
Людмила Дзюбенко, редактор
Александр Яценко, актер
Миша Сафронов, режиссер
Алла Дамскер, сценарист, режиссер
Вячеслав Лагунов, сценарист , режиссер
Юрий Левинг, профессор русской литературы и кино (Университет Дальхаузи, Канада)
Роман Волобуев, режиссер
Тимофей Степанов, культуролог, журналист
Алексей Смирнов, режиссер, актер
Андрей Смирнов, режиссер, актер
Алексей Гусев, режиссер, критик
Игорь Поплаухин, режиссер
Семён Серзин, режиссер, актер
Олег Агейчев, режиссер, продюсер
Денис Вирен, киновед, ст.н.с. Государственного института искусствознания
Ксения Рождественская, критик
Вячеслав Шмыров, критик
Даниил Смолев, киновед, кинокритик
Евгений Родин, оператор
Алексей Гелейн, кинорежиссер
Влад Кеткович, продюсер документального кино
Мария Чупринская, продюсер документального кино
Максим Селезнев, критик, редактор журнала Cineticle
Сергей Дёшин, кинокритик, куратор проекта КАРО.Арт
Пётр Багров, киновед, архивист
Анна Ковалова, историк кино, филолог
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева