18+
14 ИЮНЯ, 2019 // НОВОСТИ

«Зеркало»: куда смотреть?

«Зеркало»: куда смотреть?

Сегодня на малой родине Андрея Тарковского открывается международный кинофестиваль «Зеркало». У него традиционно обширная и не совсем кинематографическая программа, в рамках которой уживаются международный конкурс, спецпрограммы, выставки и даже научная конференция, посвященная наследию Тарковского. В этом году ее, кстати, курирует петербургский киновед Виктория Смирнова-Майзель. Тема приятно тревожит фантазию — «Воображаемый Тарковский». В своем пресс-релизе организаторы отмечают:

«Цель конференции — обратиться к гипотетическому Тарковскому. Повторно взглянуть на нереализованные идеи, упущенные возможности, на занимающие режиссера теоретические сюжеты, которые спустя 40 лет уже не кажутся столь эксцентричными (интерес к голографии, „кинематографу без оператора“ и „без пленки“, к кино в его технической „объективистской“ способности как форме фиксации духа), наконец, увидеть в Тарковском не столько религиозного режиссера или изобретателя стиля, сколько современного автора, угадавшего в кинематографическом медиуме возможности непосредственного слияния метафизики и документа».

 

Фото: Евгений Цымбал

Среди других событий параллельной праграммы хочется выделить выставку художника фильма «Сталкер» Рашита Сафиуллина, придумавшего и воплотившего в жизнь грандиозную декорацию «Зоны». В рамках экспозиции можно увидеть оригинальные эскизы, фотографии и архивные материалы, а если не откажетесь от аудиогида — то услышите рассказ художника о том, как проходили съемки. Сафиуллин приедет в Иваново из Свияжска. Он не только представит показ отреставрированного «Сталкера» (фильму исполняется 40 лет!), откроет выставку, выступит с лекцией, но еще и расскажет гостям фестиваля о книге, созданной совместно с Мариной Разбежкиной. Она называется «Чурики-мокурики острова Свияжск». Кстати, на «Планете» вы можете купить эту книгу в рамках кампании по сбору средств для публикации сборника, посвященного Александру Расторгуеву (ее делает «Сеанс»). Не упустите эту возможность.

Литература занимает в программе «Зеркала» важное место и свою новую книгу непосредственно связанную с Тарковским представит в Иваново программный директор фестиваля Андрея Плахов. «Свободный полет» издан «Музеем AZ» и построен вокруг трех выставок музея, в числе которых «Новый полет на Солярис». Прочитайте, как автор книги писал об этой выставке для «Сеанса»:

«Зритель, попадающий в пространство флорентийской инсталляции, развернутой под сводами барочного палаццо Сан-Фиренце, переживает эмоциональный удар. В здании с высоченным потолком и старыми скульптурами разверзлось звездное небо, под ним — футуристический контур космического корабля, в его иллюминаторах — ожившие, приведенные в движение с помощью новейших технологий живописные работы Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Петра Беленка, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова, Юло Соостера, Эрнста Неизвестного, Франциско Инфанте. Судьбы их сложились драматично, у многих трагично, родина была к ним суровой, их творческие достижения признала с большим опозданием. В „тарковском контексте“ (рядом — отобранные редкие кадры съемок „Соляриса“) эти работы приобретают новое измерение и открываются в их философской глубине. Сам Тарковский воспринимается как духовный лидер „советского Ренессанса“, устремленного к метафизике и космизму, связанного с европейской линией развития искусства середины ХХ века, с эпохой радикального авторского жеста, пламенеющего модернизма как стиля времени».

 

Мультимедийная инсталляция «Новый полет на Солярис» (Флоренция)

Разговор об образе будущего, созданном Тарковским в «Солярисе», поддержит специальная фестивальная программа художника по костюмам Нади Васильевой, в которую вошли «Аэлита» Якова Протазанова, «Светлый путь» Григория Александрова и «Нирвана» Игоря Волошина. Что связывает эти фильмыс Ивановской областью, и почему именно в Иваново советский народ мечтал о жизни в космосе, Васильева расскажет вместе с киноведом Петром Багровым.

Тем, кому мало географии, стоит отправиться в путь с режиссером Александром Золотухиным, который со своим фильмом «Мальчик русский» проедет по областному маршруту Вичуга — Фурманов — Кинешма — Юрьевец — Кохма. Помимо «Мальчика русского» в Иваново будет еще пара фильмов из конкурса «Кинотавра», который не успел пока завершиться в Сочи: потенциальный зрительский хит «Давай разведемся» Анны Пармас и каннская новинка «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой.

 

Конкурс

Междисциплинарность междисциплинарностью, однако в центре внимания «Зеркала» все равно фильмы международного конкурса. Выделю самые любопытные:

 

«Отвези меня туда, где хорошо»
Реж. Эна Сендияревич

Кажется, это самый визуально изысканный фильм программы, эстетски снятый в академическом формате, статичный и изобразительно точный. Джармуш встречает Уэса Андерсона. Голландская боснийка едет к родственникам на Балканы. Название вроде бы навеяно композицией Mogwai. 16 июня московский показ в «Гараже».

 

«Слепое пятно»
Реж. Тува Новотны

Фильм сделан без монтажных склеек и фактически превращает зрителя в беспомощного вуайера, наблюдающего за довольно противоречивой семейной историей. Режиссер — известная шведская актриса, в активе которой более 60 ролей (в том числе, например, и в фильме «Аннигиляция»). Своей безжалостностью (как к героям, так и к зрителю) картина чем-то напоминает работы Алана Кларка.

 

«Красный»
Реж. Беньямин Найштат

Обычный семейный ужин в знакомом ресторане может обернуться катастрофой, ведь вы в Аргентине 70-х: к адвокату Клаудио (Дарио Грандинетти из «Поговори с ней» Альмодовара) цепляется странный персонаж, которого он быстро выставляет на посмешище. После ужина им предстоит встретиться вновь.

 

«Бумажные флаги»
Реж. Натан Амброзиони

К 24-летней сестре возвращается 30-летний брат, отсидевший целых 18 лет в тюрьме. Сестра работает в супермаркете, а мечтает стать художницей и еще больше — чтобы брат стал нормальным человеком. Всё это интересно, однако любые сюжетные подробности отступают перед тем фактом, что режиссеру фильма всего 19 лет. И 20 исполнится только в августе. 18 июня «Бумажные флаги» покажут в московском «Октябре» в рамках столичного «эха фестиваля».

 

«Дылда»
Реж. Кантемир Балагов

В 2019 году Кантемир Балагов, как и два года назад, попал в каннский «Особый взгляд», но на этот раз уехал из Франции с призом за лучшую режиссуру. Читайте нашу каннскую заметку. С 20 июня «Дылду» можно будет увидеть в российском прокате.

Коротко

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»