18+
23 НОЯБРЯ, 2018 // НОВОСТИ

Что смотреть на выходных? Шесть фильмов, и один дома

Что смотреть на выходных? Шесть фильмов, и один дома

«Жена»

Реж. Бьёрн Рунге

 

 

Седовласая супружеская пара прыгает на вполне заслуженном матрасе (смотреть, как дурачатся Гленн Клоуз и Джонатан Прайс, конечно, приятно) — так они отмечают звонок из Стокгольма: только что мистеру Джо Каслману (Прайс) объявили о том, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Быстро начинаешь подозревать, что все тут не так просто — на лице супруги довольно кислое выражение. И, действительно, в флэшбеках и диалогах нам рассказывают историю о том, что Джоан Каслман чуть больше, чем просто мать, жена, соратник во всем и прекрасный литературный редактор. На заре карьеры мужа она его рукописи перед сдачей в издательство усердно переписывала, жарко убеждая его в том, что исходный материал никуда не годится, а позднее писала чуть ли не целиком. Вот и разберись теперь, кто действительно достоин Нобелевской премии.

Сюжет «Жены» актуален донельзя. Шутка ли: гениальная женщина, обреченная жить и творить в тени слабого мужчины… Постановщик — из прогрессивной Швеции. Но во всем увиденном чудится какой-то подвох. За Гленн Клоуз, которая блистательно играет свою партию домашнего литературного негра, невольно маячат мощные героини «Рокового влечения» и «Опасных связей». И возникает вопрос: кто тут жертва, а кто угнетатель? Кто кого использовал? Не специально ли привязала Джоан к себе своего слабого мужа? Допустить, что авторы нарочно закладывали этот смысл, трудно (в остальном, картина держится по-комсомольски просто), но сама возможность такой трактовки и, конечно, лицо Гленн Клоуз, делают просмотр небезнадежным занятием.

 

«Быть Астрид Линдгрен»

Реж. Пернилла Фишер Кристенсен

 

 

Еще одна суровая история про пишущую женщину — автора таких героев, как Пеппи Длинныйчулок и Карлсон — Астрид Линдгрен. Тут расклад попроще, чем в «Жене» — все-таки в данном случае справедливость восторжествовала, известность и признание к Астрид Линдгрен пришли при жизни, хотя первая книга и была опубликована, когда писательнице было под сорок. Снятый режиссером-женщиной (наверно, это важно) фильм рассказывает о тех временах и событиях, которые предшествовали писательской славе и скандалам с налоговой (шведское правительство атаковало писательницу одновременно с Ингмаром Бергманом) — о первой драматичной любви, романе с женатым мужчиной и борьбе за своего ребенка Ларса. Мелодраматизма в картине хватило бы на пару сериалов, но исполнившая роль Линдгрен Альба Аугуст так хороша и органична, что сетовать на шаблонность взгляда как-то не хочется.

 

«Вдовы»

Реж. Стив Маккуин

 

 

Еще одно кино ко времени, в чем-то идущее по тропе прошлогоднего «Прочь»: социальное послание заключено в крепкую жанровую конструкцию, что для Стива Маккуина еще вчера было нехарактерно — ну так и время как никогда требует ясности. Читайте текст Сергея Синякова:

«Мужчины, будь то гангстер-садист (Дэниел Калуя), холеный политикан (Колин Фаррелл) или почтенный старый джентльмен (выход ветерана Роберта Дювалла) жестоки, держат женщин за дур, врут по-крупному и даже с того света. Женщины, положим, тоже способны и на жестокость, и приврать. Но для них, в отличие от гендерных оппонентов, которые гадят как дышат, это не установка по умолчанию, а способ выжить в мужском мире, где место чистой беззаветной нежности — в трех секундах пролога».

 

«Три лица»

Реж. Джафар Панахи

 

 

Режиссер Джафар Панахи, которого выпустили из-под домашнего ареста, садится в джип и едет с актрисой Бехназ Джафари на север Ирана, в иранский Азербайджан (история выдуманная, но Панахи с Джафари, понятно, играют самих себя: он — опального автора, она — звезду национального масштаба). В руках уважаемых кинематографистов мобильный телефон с видеопосланием — девочкой, которая лезет в петлю, потому что семья не пускает ее учиться музыке в Тегеран. Надо разобраться.

«Три лица» — отличный маленький фильм, который продолжает серию снятых под запретом на профессию фильмов Джафара Панахи. Режиссер больше не притворяется, что не снимает кино, правительство исламской республики старается на это не обращать внимания. Первая половина истории целиком завязана на традиционном для иранского кино конфликте «было/не было» (была ли девочка из присланного видео?), а вторая половина — собственно, приключения режиссера и актрисы в отдаленной деревне — местами гомерически смешной и очень тонко сделанный экскурс в провинциальную жизнь. Читайте статью о Панахи, написанную Андреем Карташовым, и скорее бегите в кино.

 

«Подбросы»

Реж. Иван И. Твердовский

 

 

Третий фильм Ивана И. Твердовского, наверное, продолжает серию «русской аномалии» — герой «Подбросов» Денис из-за редкого заболевания не ощущает боли. Но это, будьте уверены, до поры до времени. Читайте наше интервью с режиссером о фильме, и еще летнюю рецензию:

«Если в комиксах окружение дано штампом, в „Подбросах“ мир вибрирует в такт состоянию героя, становясь то неправдоподобно зловещим, то беспричинно миролюбивым, как, например, в начальной сцене, когда сотрудница интерната вместе с подопечными идут доставать очередного младенца из бэби-бокса — сцене безжалостной по отношению к зрителю, но для героев — будничной: в конце концов, сами они, включая Дениса, оказались здесь тем же путем».

 

«Слоны могут играть в футбол»

Реж. Михаил Сегал

 

 

В интернете (на сервисе ivi и на «Кинопоиске») можно посмотреть новый фильм Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол». Чуть раньше он тихо вышел в кинопрокат, но поймать его в залах было трудновато: фильм, как и в конкурсе «Кинотавра», прошел почти незамеченным, несмотря даже на то, что его позиционировали как своеобразную версию «Лолиты». И это не то, чтобы заслуженно.

В центре сюжета — ответственный менеджер высшего звена Дмитрий, одинокий человек к пятидесяти. Его родители где-то далеко, и он заботится о них по скайпу, друзья-ровесники разбежались в разные стороны и давно нарожали детей, а него все сложилось как-то не как у всех. И теперь он то ли жалеет об упущенных возможностях, то ли действительно страдает от одиночества. Работает, стоит в планке, тупит в интернете, а сюжет тем временем развивается так, что никто из зрителей не знает — куда его кинет. Непредсказуемость один из козырей фильма Михаила Сегала, который всегда работал вне конвенций и тенденций, чем отличался от многих своих коллег. «Слоны могут играть в футбол» — фильм умный, смешно суммирующий наблюдения за корпоративной культурой и поколением сорокалетних, и честный. Другой его козырь — Владимир Мишуков, отличный фотограф, когда-то снимавший на площадке Андрея Звягинцева, но позднее переквалифицировавшийся в актеры. В «Слонах» он, кажется, сыграл лучшую свою на данный момент роль.

 

«Апгрейд»

Реж. Ли Уоннелл

 

 

Мы уже советовали этот фильм в предыдущем выпуске для домашнего просмотра — а теперь он вышел на большой экран (который ему, надо сказать, очень идет). Никита Смирнов не устоял, и подготовил рецензию:

«Сценарист и режиссер Ли Уоннелл когда-то придумал фильм-пуант „Пила“, но сюжетные повороты „Апгрейда“ совершенно ожидаемы — по жизни и по другим образцам жанра — и даже больше: их предвкушаешь. Бесценный момент, когда герой обнаруживает режим „автопилота“ — одна из самых смешных сцен этого года. Во многом благодаря игре Маршалл-Грина, который под стать картине выглядит как ГМО-версия Тома Харди».

Коротко

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»