18+
25 ОКТЯБРЯ, 2019 // НОВОСТИ

Что смотреть на выходных: Блэксплотейшн, тюрьма, девушки в огне

Что смотреть на выходных: Блэксплотейшн, тюрьма, девушки в огне

«Меня зовут Долемайт»
Реж. Крэйг Брюэр

Торжественное возвращение Эдди Мёрфи состоялось там, где и должно было — на Netflix. Стриминговый сервис воскрешает мертвецов: в «Меня зовут Долемайт» идеально сочетаются истории сразу двух андердогов. Первая — о Руди Рэй Муре, комике, дедушке хип-хопа, звезде блэксплотейшн-фильмов и горе-творце. Вторая — собственно, об Эдди Мёрфи, решившем на шестом десятке вернуться к истокам. Он и сыграл главную роль в байопике о Муре, чьим взлётам и падениям подивился бы сам Томми Вайсо. «Меня зовут Долемайт» — кинематографический карнавал в духе бёртоновского «Эд Вуда». Кино для тех, кто любит наблюдать за изнанкой киноиндустрии, бурными 70-ми и историями о реально талантливых, но почему-то забытых людях.

 

 

«Арахисовый сокол»
Реж. Тайлер Нилсон, Майк Шварц

Инклюзивный кинопроект с Марком Твеном и типичным американским Югом в анамнезе. По сюжету 22-летний пациент дома для престарелых — у сироты Зака синдром Дауна, поэтому его и держат взаперти (целее будет) — сбегает из-под государственной опеки, чтобы осуществить давнюю мечту, поступить в школу рестлинга, открытую знаменитым рестлером по кличке Соленый Реднек. По пути к этой мечте Заку встречается нищеброд Тайлер, которого трогательно играет бородатый Шайя Лабаф, два маргинала вдруг объединяются, и начинаются приключения — чего стоит хотя бы строительство плота, на котором герои идут вдоль болотистого побережья. Свою историю Тайлер Нилсон и Майк Шварц придумывали под конкретного актера — Закари Готтзагена. У него то же генетическое нарушение, что и у главного героя, но главное — он, как и Зак в кино увлечен рестлингом и арахисовым маслом. Фильм, в котором помимо Готтзагена и Лабафа поучаствовали несколько голливудских звезд первой величины, произвел фурор на фестивале SXSW, и умудрился прилично заработать в ходе ограниченного проката. Есть надежда даже поучаствовать в «оскаровской» гонке.

 

 

«Текст»
Реж. Клим Шипенко

Второй за осень (не расслабляйтесь — зимой выйдут еще два) фильм с Александром Петровым. Можно долго говорить про особенности российской киноиндустрии и лень кастинг-директоров, но в «Тексте» он точно на месте. О злой и злободневной экранизации сцен из современной русской жизни пишет Сергей Синяков:

«Удачные экранизации недавних русских бестселлеров можно пересчитать по пальцам одной руки, сложенным в „козу“, и вот подоспела еще одна (хотя можно было бы и обойтись без зачитывания трупу материнских писем и эпизода за титрами, ахающего в стройность драматургии бессмысленным контрольным выстрелом из гаубицы). Выше головы здесь прыгают все, от режиссера Шипенко и сценариста-дебютанта Глуховского до актеров. Александру Петрову принято ставить на вид излишнюю востребованность и, как следствие, обыкновение лучезарно улыбаться из каждого экранного утюга. Но в „Тексте“ он определенно на своем месте. Сравнивать „Текст“ с „Джокером“ стало общим критическим местом, и если Петров выступает в смурном формате а-ля Феникс, то трехминутный выход вприсядку Ивана Янковского в начале картины — это сверхбодрое комиксовое Зло, Джокер Джареда Лето».

 

 

«Сторож»
Реж. Юрий Быков

Посмотреть на Юрия Быкова, сторожащего опустевший санаторий, можно не только в кинотеатрах, так и не выходя из дома — «Сторож» доступен подписчикам Яндекса и Кинопоиска. По сюжету одиночество сурового сторожа, зимующего в унылом постсоветском пейзаже (его играет сам режиссер), нарушает залетная парочка на черном джипе, но это не главная неприятность. Первые минуты фильма отдают спин-ффом «Сияния» (легко было бы представить в этих снегах окончательно отъехавшего Джека Николсона), но, увы, Быков не Кубрик. Он другой.

 

 

Raving Riot
Реж. Степан Поливанов

Тбилиси. Май 2018-го. После антинаркотического рейда в техно-клуб Bassiani молодежь шумной толпой прибывает на проспект Руставели к парламенту. Сотни людей объединяются в стихийном двухдневном рейве. Спойлер: их требования будут услышаны, министр внутренних дел извинится, а законы, регулирующие оборот наркотиков, будут либерализованы. Порадоваться за наших соседей, посмотреть на красивых людей и послушать техно (на большее фильм, кажется, претендовать не собирается) можно в 30 российских городах.

«Побег из Шоушенка». Реж. Фрэнк Дарабонт. 1994

«Побег из Шоушенка»
Реж. Фрэнк Дарабонт

Если писатель Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка» — его режиссерский дебют) ставил своей целью совпасть с миллионами, то ему это удалось. Более того, Дарабонту, удалось решить куда более трудную задачу: поставить материал своего друга Стивена Кинга так, как это не удавалось никому ранее. Странно было ожидать этого от сценариста «Баек из склепа, третьих «Кошмаров на улице Вязов» и второй «Мухи», но Дарабонт смог влить в рассказ Кинга изрядную долю старомодной голливудской респектабельности. Для чего, впрочем, были все поводы: сам Кинг признавался, что писал свой рассказ «Рита Хейуорт и побег из Шоушенка» как трибьют голливудским тюремным драмам. Дарабонту оставалось лишь задвинуть на задний план хитроумный сюжетный ход с побегом через плакат (до самого финала ничто не предвещает фигурирующего в названии исхода), и навести оптику на, что называется, человеческие отношения. Как заметил чуткий Роджер Эберт: «Невероятно говорить это о тюремной драме, но „Побег из Шоушенка“ наполняет сердце зрителя теплом и заставляет почувствовать себя членом большой любящей семьи». Долгие годы фильм остается первым номером в списке лучших фильмов портала IMDb и является важнейшим доказательством того, что ни одному списку не стоит доверять.

 

 

«Город без евреев»
Реж. Ханс Карл Бреслауэр

Фильм 1924 года предсказал Холокост, а потом потерялся почти на целый век. И вот киноведческую реликвию наконец нашли, москвичи смогут посмотреть ее на большом экране уже в это воскресенье. Перед просмотром советуем послушать лекцию Алексея Гусева из цикла «Невиданное кино», посвященную как раз этой (тогда и впрямь невиданной) картине

 

 

«Портрет девушки в огне»
Реж. Селин Сьямма

Селин Сьямма, активистка движения за гендерное равенство в кинематографе, постановщица томных драм про девичье взросления, сценаристка «Жизни кабачка» и некоторых фильмов Андре Тешине, решила рассказать о любви двух взрослых дам в обстоятельствах костюмной драмы. По сюжету в 1770-е годы к северному берегу (дело происходит в Бретани) прибывает художница, которая должна написать портрет местной молодой феодалки (Адель Энель). Ей уже пора выйти замуж, и жених из Милана хочет видеть, кого ему сватают. Сама невеста замужеству противится и потому изводит живописцев. Впрочем, новая рисовальщица как-то умудряется найти к ней подход. Вместе дамы ходят к очень красивому скалистому берегу, покуривают травку, читают вслух «Метаморфозы» Овидия и помогают юной горничной избавиться от нежеланного ребенка. Проблематика фильма не менее современна, чем полотна, которые выходят из-под пера героини-художницы, так что не стоит удивляться тому, что «Портрет» задел всех, для кого гендер превыше всего. Фильм получил в Каннах приз за сценарий — увы, режиссера в Селин Сьямма жюри разглядеть не смогло.

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»