18+
18 ОКТЯБРЯ, 2019 // НОВОСТИ

Что смотреть на выходных: Волк, трава и Netflix

Что смотреть на выходных: Волк, трава и Netflix

«Прощание»
Реж. Лулу Ванг

Кино для взрослых (в смысле, сформировавшихся в муках взросления, а не просто получивших паспорт) людей, исчезающий вид в кинотеатрах. «Прощание» — снятый американскими силами рассказ о большой китайской семье, разлетевшейся когда-то по миру (кто в Америке, кто в Японии), а теперь собравшейся на родине, чтобы справить свадьбу и повидаться с бабушкой-матриархом. Читайте рецензию:

«Прощание» встраивается в хвост к «Безумно богатым азиатам», герои которых тоже ехали к родителям на экзотический восток. Однако интонация фильма Лулу Ванг, конечно, далека от легковесной разлюли-малины прошлогоднего хита. В фильме полно восхитительно смешных сцен. Скажем, видели ли мы раньше, как китайцы угощают умерших родственников сигаретой? Слышали ли мы пение китайских собачек? Уверен, что нет. При этом язык не повернется назвать «Прощание» комедией. Это чистейшая семейная драма, тонко нюансированная, сдержанная, парадоксальная в своих наблюдениях за человеком, местами едкая, но не заигрывающая с этническими клише и предубеждениями потенциальных зрителей.

   

«Мысленный волк»
Реж. Валерия Гай Германика

Криптограмма про ад и рай, оригинальная, невыносимая и, кажется, обреченная на непонимание, как массовым, так и вполне себе подготовленным зрителем. Юрий Арабов написал по заказу Валерии Германики сценарий (она просто дала ему тему: «Идут две девушки по темному лесу, а за ними плетется волк»), запретил вносить правки, а она поставила фильм. Как будто на спор. Главное, о чем стоит предупредить потенциальных зрителей «Мысленного волка», это, конечно, никакой не хоррор, как его аттестуют прокатчики. Не страшно ни секунды, несмотря на дрожащий под гнетом невидимого зверя домик и деланный ужас героинь. Но местами любопытно и часто странно — в чем-то смахивает на аллегорическую ахинею «мамы!» Даррена Аронофского, от которой многие, помнится, были в восторге. К тому же авторы экономят ваше время: 70 минут, спасибо им за это.

   

«Малефисента: Владычица тьмы»
Реж. Хоаким Роннинг

Вслед за Вуди Алленом вышел еще один фильм про Эль Фаннинг, претерпевающую разного рода притязания — на сей раз магического характера. Злая ведьма в исполнении Анджелина Джоли снова что-то от нее хочет. Цифровые рога, нарисованные скулы, много новых эффектных нарядов — как показ мод и достижений техники это все безусловно интересно. Да и Джоли, кажется, не снималась почти пять лет. Ради нее можно вытерпеть и совершенный сказочный сумбур, который захватит кинотеатры в грядущие школьные каникулы.

   

«Зеленее травы»
Реж. Жослин ДеБоэр, Доун Люббе

Черная-пречерная и к тому же сюрная комедия про пригород, отчаянных домохозяек, ужасы материнства, сломанные брекеты и превращающихся в собак детей. 95 минут безумия и сводящих челюсти улыбок в атмосфере всеобщего помешательства. Энергичная пробежка по фильмографиям Дэвида Линча, Уэса Андерсона, Ричарда Келли и много кого еще. Американская критика в восторге.

   

«Матрица»
Реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Широкий театральный прокат проверенных хитов стал в этом году обычным делом. Ностальгия хорошо продается, а один старый фильм, как известно, лучше новых двух. Но феномен «Матрицы» в этом контексте особенно занятен. После выхода в 1999-м (это был великий киногод — так что помимо «Матрицы» в 2019-м перевыпускают еще двух ее ровесников: «Бойцовский клуб» Финчера и «С широко закрытыми глазами» Кубрика) столько воды утекло. Фильм обзавелся двумя спорными продолжениями, киберпанк несколько раз умирал и возрождался, режиссеры сильно изменились, а Киану Ривз — ни на йоту. А сам повторный прокат выглядит началом промокампании перезапуска трилогии — грядет «Матрица-4».

   

«Джуди»
Реж. Руперт Гулд

В Голливуде как в космосе — никто не услышит твой крик. Актриса Джуди Гарленд была и осталась показательным примером жертвы террора студийной системы, старлеткой, у которой вроде бы получилось, но что-то всё равно пошло не так. Роль стремительно увядающей (Гарленд скончалась в 47 лет) звезды «Волшебника страны Оз», матери Лайзы Миннелли, исполнила Рене Зеллвегер, наверняка одолжившая у Кристиана Бэйла ключи от какой-то волшебной будки трансформаций. Говорят, «Оскар» за перевоплощение для Зеллвегер не за горами.

   

«Андрей Тарковский. Кино как молитва»
Реж. Андрей А. Тарковский

Документальный фильм, сделанный сыном режиссера, Андреем Андреевичем Тарковским, — прекрасный подарок всем поклонникам легендарного автора. В работу вошли не издававшиеся ранее записи интервью и кинокадры.

   

«Прачечная»
Реж. Стивен Содерберг

Что за времена! Развалясь на диване, можно наслаждаться премьерами фильмов из Венецианского конкурса. Netflix всю осень будет транслировать в гостиные и смартфоны фильмы, которые вроде бы требуют большого экрана — хотя в случае со Стивеном Содербергом это, конечно, не столь очевидно. Содерберг всегда был ерничающим анархистом, так что его кино о современной экономике тотального обмана едва ли способно удивить истинных поклонников режиссера. И тем не менее, эта упругая экранизация телефонной книги (жанр, в котором режиссер преуспел) увлекает не на шутку. Рассказать о «панамском досье» и офшорах и не усыпить — это нужно уметь.

Содерберг постарался и даже перестарался — сделал кино про мошенников с переодеваниями, конферансом Гэри Олдмена (он феноменально изображает наследственный немецкий акцент) и Антонио Бандераса и чуть ли не музыкальными номерами. С Мерил Стрип в роли «обычного человека»! Как это и бывает последнее время с Содербергом, он тараторит — как будто поспорил с кем-то, что сможет рассказать обо всем именно за полтора часа. Так что «Прачечная» прямо-таки настаивает на повторном просмотре, а значит, Netflix — все-таки не самый плохой вариант для премьеры.

   

«Раны»
Реж. Бабак Анвари

И еще один условно фестивальный подгон от платформы на букву N. «Раны» — единственный фильм с логотипом Netflix, показанный в этом году в Каннах. Было это в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров». Бабака Анвари после псевдоиранского хоррора «В тени» назначили перспективным, но «Раны», увы, совершенно его дискредитируют. По аннотации это мог бы быть дельный хоррор. В конце концов, это история про ночного бармена, для которого каждый день — праздник с риском для жизни. Был шанс превратить «Раны» в производственную драму о кошмарах алкоголизма — от него, и правда, несет липким запойным потом — но Анвари этот шанс доблестно проигнорировал. Бармена играет Арми Хаммер, его девушку-миллениала Дакота Джонсон. По дому этой условно счастливой пары разбросаны пророчества грядущей катастрофы: на столе томик Кафки, на стенах плакат «Фотоувеличения» и картины с тараканами, в ноутбуке девушки — дипломная работа о «Полых людях» Т.С. Элиота. Эпиграф Анвари взял из Джозефа Конрада. Вкупе с Элиотом это вроде бы должно неизбежно вести к «Апокалипсису» Копполы, но визуальной поэзии тут маловато. От фильма разит телевизором: это слишком громко и слишком тупо — хорошо смотреть с банкой пива в руке. Как и от большинства хоррор-фильмов Netflix, от «Ран» разит недоделанностью.

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»