18+
27 СЕНТЯБРЯ, 2019 // НОВОСТИ

Что смотреть на выходных: Космос, Ельчин, Иванов

Что смотреть на выходных: Космос, Ельчин, Иванов

«С любовью, Антоша»
Реж. Гаррет Прайс

Снятый, а точнее даже смонтированный из многочисленных фотографий, трогательных домашних видеозаписей, записок и даже аудиоинтервью фильм Гаррета Прайса — это идеальное признание в любви и, одновременно, душераздирающая надгробная речь. Антон Ельчин странно ушел на самом взлете — летом 2016-го в его собственном гараже его раздавил джип, сорвавшийся с нейтральной передачи. Ему было всего 27 лет. Прайс — профессиональный монтажер, для которого этот документальный фильм стал полнометражным дебютом, он записал интервью родителей Ельчина, советских фигуристов, переехавших в США в 1989-м, как и многие советские евреи, из-за страха погромов (на эту тему посмотрите дебютный фильм Валерия Тодоровского «Любовь»), опросил тех, кто с ним снимался — от Кристен Стюарт до Закари Куинто (невыносимую грусть вызывают слезы Дженнифер Лоуренс прямо в кадре), переворошил семейный архив и собрал еще одну голливудскую легенду — историю современного Джеймса Дина, так и не сыгравшего в своем «Бунтаре без причины».

   

«К звездам»
Реж. Джеймс Грей

Если вы не фанат Ельчина, то начать уикенд, безусловно, стоит с «К звездам». Выбирайте экран побольше (да хоть и IMAX!) и ныряйте в космос. Не слушайте критиков: одни заклеймили фильм Джеймса Грея в маскулинности белого взгляда (интересно, с каких еще позиций должен снимать 50-летний цисгендерный мужчина?), другие обозвали «сказкой». У фильма есть и поклонники. В основном из тех, что уже смотрели все предыдущие фильмы Грея. «Сеанс» — из этих. И если вам понравится многомиллионная семейная космодрама «К звездам», дома обязательно посмотрите «Любовников» с Хоакином Фениксом (хороший повод — приближающийся прокат «Джокера») и «Ярды». Вот, что мы писали о новом фильме Грея из Венеции:

«На экране спрессована вся история освоения космоса кинематографом — от Кубрика и Тарковского до Майкла Бэя и Джона Карпентера (иногда с прямыми цитатами — вроде пустившей слезу Лив Тайлер). Увы, это поучительное развертывание атласа нашей общей вселенной, барочные дебри сюжета (кудрявого, но в тоже время простого, как палка), изысканно схваченные космической оптикой солнечные зайчики могут отвлечь зрителя от главного — в сказочной упаковке большого космического приключения, которое хочется порекомендовать детям подросткового возраста, кроется типично греевское патриархальное высказывание о пуповине семейных ценностей, страстном желании вырваться за их рамки и несбыточности этого желания (разве не об этом были и другие его фильмы?). Тут Грей неожиданно вторит Константину Бронзиту, идущему параллельным курсом со своим „Он не может жить без космоса“, герой которого так жаждал поскорее рвануть ввысь, что не заметил мир внизу».

 

 

«Иванов»
Реж. Дмитрий Фалькович

Путь «Иванова» в кинопрокат был не проще, чем дорога героя Брэда Питта к Нептуну. Но он-таки добрался, с чем мы всех и поздравляем. Спасибо Борису Нелепо и фестивалю «Дух огня», коллегам из Cineticle и общей одержимости этим дебютным фильмом отечественной кинопрессой. Никита Смирнов в свое время брал интервью у режиссера, «Сеанс» показывал фильм на Новой Голландии, а его сотрудники и авторы даже снимались в эпизоде продолжения — «Иванов-2». Пока сиквел не вышел на экраны, самое время посмотреть, с чего все начиналось восемь лет тому назад. Читайте нашу новую статью о фильме и обязательно сходите в кино — доходы от сборов уходят в пользу благотворительного фонда «Вера»:

«Фалькович приноравливает дау-схемы Хржановского к опытам быстротекущей жизни. Но лишает себя контроля, входя в кадр. Иванов находится в центре мира, его лицо непроницаемо, повадки трикстера. Таким же трикстером становится и фильм (даром что ли у них с героем одно на двоих имя), который игнорирует синтаксис и привычки современного отечественного кино. Он не отсюда. А откуда — не совсем понятно. Список кинематографических ассоциаций может быть обширным: от Жака Тати до румынской новой волны, Брюно Дюмона, Ульриха Зайдля и чуть ли не Уэса Андерсона (розовая папочка точно из его закромов)»

   

«Боже мой!»
Реж. Арно Деплешен

Еще один фильм из основного каннского конкурса. Реальная история хладнокровного убийства пожилой соседки двумя пролетарскими барышнями в депрессивном французском Рубе. Богатая фактура и хороший повод поразмышлять о природе зла. Увы, язык не повернется назвать фильм Арно Деплешена прорывом. «Боже мой!» (в оригинале — «Рубе, свет») представляет собой двухчасовой допрос подозреваемых (Лея Сейду и Сара Форестье) капитаном Даудом (Рошди Зем) в оправе пространных пролога и эпилога. В международном названии картины — Oh, mercy! — слышится мольба. Сам режиссер при этом пленных не берет: его следственная аналитика оскорбительна порой не только для ума, но и для сердца. Когда следователь говорит одной убийце, что та стала преступницей, потому что была слишком красива в детстве и привыкла, что все ей потакают, а другой — что она уродлива, и потому ей просто не хватало любви, не знаешь, честно говоря, что и думать.

   

«Воскресенье»
Реж. Светлана Проскурина

И наконец, еще один фильм. Вышедшее на прошлой неделе «Воскресенье» Светланы Проскуриной — почти незамеченный (хотя после премьеры нежнейшие слова о картине написал Александр Сокуров), но важный фильм осени. Первоначально картина планировалась как экранизация Толстого, но в итоге ограничились лишь названием и пазлом из толстовских сюжетов: что-то от «Анны Карениной», что-то — от «Смерти Ивана Ильича». По сюжету мелкий чиновник-реформатор (Алексей Вертков), решивший благоуcтроить местный лесопарк, получает записку «Скоро умрешь!». Послание — то ли угроза, то ли пророчество — заставляет его расквитаться с делами. Выглядит процесс решения проблем порой анекдотично — как раздача денег в конвертах. Поначалу «Воскресенье» может показаться исключительно реалистической, хоть и чрезвычайно красиво снятой, драмой из жизни чиновничества, однако финал переводит фильм исключительно в символический, метафорический режим.

Коротко

МШНК. Грант. Итоги

МШНК. Грант. Итоги

Сеанс №72. Хичкок

Сеанс №72. Хичкок

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»