18+
6 ОКТЯБРЯ, 2018 // НОВОСТИ

Что смотреть на выходных? Клановец — это новый черный

Что смотреть на выходных? Клановец — это новый черный

«Черный клановец»

 

 

Снятый после вылазки Спайка Ли на Netflix «Черный клановец» кажется пышным студийным проектом (актерский состав, почтенный исторический анекдот в качестве сюжета), но вот в кадр вваливается Алек Болдуин с актуальным стэнд-апом, и становится ясно, что Спайк Ли хочет не комфортного ретро с афро и смешными балахонами, а идеологического высказывания. В «Черном клановце» он панорамирует Америку от Гражданской войны до наших дней. Начинается кино с цитаты из «Унесенных ветром», а завершается кадрами из Шарлотсвилля. Ему есть, что предъявить, и своим зрителям, и киноискусству в целом.

 

«На районе»

 

 

«На районе» — энергичный дебют актрисы Ольги Зуевой, продолжающий линию освоения регионов; место действия здесь Владивосток. Двое друзей (Илья Маланин и Данила Козловский) под тридцать устали жить на побегушках у криминального авторитета: приходится выбивать долги из обывателей и нападать на женщин. Выйти из игры, не запятнавшись, вестимо, не выйдет.

«На районе» увязывает криминальный bromance в духе первого «Форсажа» с историей взросления, и в большой степени держится на актерском дуэте, который за фильм толком не складывается: Козловский воспроизводит — а это дело непростое и, как минимум, дающее любопытный результат, — манеру Дэнзела Вашингтона времен «Тренировочного дня» («На районе» вообще неуловимо отдает 2001-м годом), его напарник Маланин на этом фоне просто торчит в кадре. Оба актера периодически срываются в бытописание через рэп — и с упомянутыми вашингтоновскими заходами предположительно 29-летнего героя это выглядит как минимум странно.

Возможно, дебютантке Ольге Зуевой стоило идти ва-банк и превратить кино о шпане из Владивостока в такую «Вестсайдскую историю», рассказанную в манере батлов — найти некую в меру условную и оригинальную интонацию. Но облик фильма размыт: тут и невинная романтика, и монтажное битье людей, и музыкальные номера (в исполнении хора для чего-то звучит песня Creep), и эстетика уличного фильма. На районе, как известно, ценят четкость — и этого качества не хватает фильму.

 

«Звезда родилась»

 

 

А вот другой дебют актера в режиссуре. Брэдли Купер принципиально выбрал старомодную историю — это уже четвертый фильм с таким названием и сюжетной канвой, но предыдущий был снят более 40 лет назад с молодой Барброй Стрейзанд. Ничего радикального в подновлении нет: ставка Купера на репутацию леди Гаги и на собственную улыбку венецианскую критику отпугнула, но если и есть на свете надобность использовать выражение «зрительское кино», то вот оно, во плоти — там, где критик ищет объяснение устройства космоса, зритель попросту смотрит на звезды.

 

«Кислота»

 

 

«Поиск цайтгайста, работа с современной фактурой и радость узнавания как результат — нормальная творческая стратегия: возможно, не для вечности, но иногда получается и в неё войти, особенно метко задев нерв эпохи. В самом начале „Кислоты“ кажется, что режиссёру-дебютанту что-то в этом роде удаётся: кроссовки, толстовки, осипшие от курения и московской осени голоса и небольшой tour de force броских формальных приёмов, включая обязательный для дебюта долгий монтажный план и музыку Moby на саундтреке. Вечеринка для тех, кому до, грустные танцы под психоактивными веществами, молодость всё простит (или не простит ничего и никогда) — мы такое видели не раз, но почему бы, действительно, не повторить в располагающей к тому России 2010-х. Хотя бы ради фактурных воспитанников Кирилла Серебренникова, одетых по нынешней моде гопницкого шика, — у Горчилина нет или почти нет возрастной дистанции с героями, так что нет и ван-сентовского любования юностью, зато есть по-своему трогательный нарциссизм», — Андрей Карташов.

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»