18+
7 СЕНТЯБРЯ, 2019 // НОВОСТИ

Венеция-2019: Мафия, империя, обман

Венеция-2019: Мафия, империя, обман

Франко Мареско, половина дуэта Мареско и Чипри, показал самое смешное кино конкурса — «Мафия уже не та» — про день памяти убитых мафией судей Фальконе и Борселлино в Палермо. Документальные покатушки от режиссера, предельно уставшего от сограждан. Вместе с фотографом Летицией Батальей Мареско снимает концерт в грустном районе Палермо ZEN («Северная зона расширения»). Это новостройки, превратившиеся в гетто, зона трагедии, мутировавшая в пространство фарса. Раньше отсюда по утрам вывозили трупы, теперь здесь ставит музыкальное представление старый герой Мареско (по крайней мере, в «Сицилийской истории» мы его уже видели) — Чиччо Мира, жулик, комедиант, телеведущий, антрепренер, кот Базилио и лиса Алиса в одном лице. Как заправский карабас-барабас, Мареско берет в руки кнут, чтобы погонять своих марионеток, но они не очень-то идут в пляс. Смешной рефрен — Мареско просит своих героев сказать: «Нет — мафии!» Но они не хотят. Ни ради Девы Марии, ни ради Иисуса, да и даже, если бы сам Господь спустился с неба и попросил о такой малости — не стали бы говорить. Кажется, если бы у Мареско был пулемет, он бы давноо начал стрелять.

 

 

А завершился конкурс на довольно гробовой ноте: Марк Райленс, Джонни Депп и Роберт Паттинсон разыграли на троих «В ожидании варваров». Тех, кто не в курсе сюжета, с радостью отсылаю к книге Кутзее. Читать, ей богу, куда интереснее, чем смотреть фильм. Нобелевский лауреат сам написал сценарий по мотивам, но картине это не слишком помогло, она механистичная, академичная, при этом какая-то поверхностная и обреченная, как и игра Деппа. На фоне абстрактного кошмара из жизни отдельно взятого имперского служащего на экране за пределами зала разыгралась стихия — Венецию наконец настиг обещанный прогнозами шторм, и выглядел он куда кинематографичнее страданий Райленса в пустыне. Аккредитованные, забились в монументальное казино, пережидая непогоду, словно атакованные викингами христиане — в церковь.

«Государственные похороны». Реж. Сергей Лозница. 2019

Примерно в тех же условиях яростного ветра и непрекращающегося дождя прошла премьера другого имперского послания — «Государственных похорон» Сергея Лозницы (в чрезвычайно подходящем случаю склепоподобном муссолиниевском Sala Grande). По большей части основаны «Похороны» на кадрах фильма «Великое прощание» — по крайней мере, так свидетельствуют титры. Мне лень пересматривать произведение Сергея Герасимова и Ильи Копалина (полюбопытствуйте на YouTube), чтобы делать какие-то выводы относительно монтажа новой работы Лозницы, но автор, как минимум, почистил пленку (советский техниколор очень любит красный цвет), убрал закадр диктора и добавил от себя в финале небольшой, на два абзаца пояснительный текст о жертвах культа личности и грядущей десталинизации 1956 года. Увы, скупым словам трудно спорить с изображением, особенно столь монументальным, сделанным по лекалам вертовских «Трех песен о Ленине». Официальная версия фильма 1953 года длилась 65 минут. Так что для длящихся больше двух часов «Государственны похорон», кажется, пришлось вынуть весь незадействованный съемочный материал (в том числе и снятый на ч/б), хранящийся в архиве кино- и фотодокументов в Красногорске. Это длинный-длинный фильм, который хотел бы закопать вместе с мертвым вождем и своего зрителя. Кино о тотальной очереди, человеческой многоножке, остановившей вдруг свой ход в решительном непонимании — что делать, если голова отвалилась? Куда все пойдут? Решительно невозможно воспринимать это с позиций холодно-антропологических. Это все-таки не другая планета. Минкульту на заметку — если хочется пустить в прокат «приличный» и исторически точный фильм о похоронах Сталина, то вот он — все действующие лица на месте.

Видел, как Джонни Деппа рвут на части у входа во Дворец кино перед премьерой «В ожидании варваров». А он не рвется. Подписал уже, кажется, миллион открыток. Не уходит. К Марку Райленсу что-то никто на шею не прыгает.

The Orange Burnt Heresy. Реж. Джузеппе Капатонди. 2019

И наконец, финальный аккорд — фильм закрытия с Миком Джаггером и Дональдом Сазерлендом The Orange Burnt Heresy («Желтовато-красная ересь»? «Полыхающее оранжевым заблуждение»? Это название картины, стоит ли переводить?) — вполне себе зрительский триллер про арт-критика, коллекционера и художника, который очень удачно суммирует тему правды-фальшивки, вброшенную полторы недели назад фильмом Корээды. Главный герой — критик, так и не сделавший толком карьеры, зато написавший книгу. Он тратит время в Милане, втирая небылицы на искусствоведческие темы американским туристам, мечтает сделать интервью с Ансельмом Кифером (тоже мне мечта) и встречает девушку (красивая Элизабет Дебики из «Великого Гэтсби»), которая популярно объясняет ему, что он, весь такой из себя тонкий, давно превратился в фальшивку, маску, которую уже не отодрать от лица. Хороший финал для города маскарадов.

Как говорили вчера в последнем фильме Кубрика: «Пожалуйста, снимите маску… А теперь раздевайтесь».

Первый день: «Правда», «Пеликанья кровь»
Второй день: «Идеальный кандидат», «Только животные», «Я обвиняю» («Офицер и шпион»), «Сиберг», «Невероятно уменьшающийся человек», «Мама»
Третий день: «Взрослые в комнате», «Джокер», «Осиная сеть»
Четвертый день: «Новый папа», «Прачечная», «Брачная история», «Номер 7, Черри-лэйн»
Пятый день: «Мартин Иден», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Тело Господне», «Раскрашенная птица»
Шестой день: «О бесконечности», «Почетный гость», «Король», «Калина красная»
Седьмой день: «Молочные зубы», «Субботний роман», «Преступный человек», Gloria Mundi
Восьмой день: «Поместье», ZeroZeroZero, «Говорят, все меняется»

А также: «Джокер», «К звездам», «Мартин Иден»

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»