хроника

Умерла Елена Гремина


Умерла Елена Гремина.

Руководитель Театра.doc, режиссер, драматург, педагог.

Вдова Михаила Угарова, дочь Анатолия Гребнева, сестра Александра Миндадзе, мама Александра Родионова. Новатор, борец, выдающийся деятель театрального сопротивления и борец за человеческое достоинство в жизни и в искусстве. Образец поведения в наши дни, когда проблема поведения опять становится главной и почти не решаемой. Ей удавалось. Царствие небесное. Соболезнования близким. И нам всем.

К нашему великому сожалению, участие Елены Греминой в «Сеансе» было отрывочным. И вот то, что мы собрали из своего архива. Но сейчас — каждое слово драгоценно.

 

***

Первое появление Елены Греминой на страницах «Сеанса» — разговор о новой драме в номере «Триумф скорости», 2006 год:

«А наши пьесы, может быть, и корявы, зато современны. Пьесы Островского тоже поначалу казались корявыми — по крайней мере, большей части его современников, взращенных на водевилях да шелковых платьях. Мы в «новой драме» просто пытаемся честно, по мере сил и возможностей писать о сегодняшнем дне. У Оли Мухиной в пьесе «Ю» есть такой диалог:”Сильно собака покусала постового? — Как смогла”. Вот и мы — как можем«.

 

***

2007 год, в номере «Реальности недостаточно» — текст Елены Греминой «Страна.doc» — о радикальной несхожести страны из фильмов «Кинотеатра.doc» и из программ в телевизоре:

«Если во время „залпового просмотра“ фильмов „видешник“ случайно переключается на телевизор — ощущение удара по глазам. Потому что „страна“ документального кино, вроде бы полная жизненных примет, но непохожая на жизнь, особенно непохожа на „страну“ в телеэкране. Я вижу два разных государства, и странно, что там разговаривают на одном языке — на русском».

 

***

Ее мнения о новом кино, в них — абсолютная восприимчивость к фильмам, которые вовсю отрицают возможность выработать к себе привычку.

 

***

Елена Гремина и Михаил Угаров

В октябре 2014 года Департамент имущества города Москвы выселял Театр.doc из помещения на Трехпрудном переулке, которое театр занимал 12 лет — за это время были сделаны ремонт, не было ни просрочек в оплате аренды, ни иных нарушений. В тот же день, когда стало известно о расторжении договора аренды, мэр Москвы Сергей Собянин скажет: «в Москве много театров, которые занимаются бог знает чем». Тогда «Сеанс» собрал реплики режиссеров, драматургов и участников Театра.doc, а также критиков — о том, какие последствия будет иметь выселение.

«Я поддерживаю все усилия, которые прилагали Елена Гремина, Михаил Угаров и Александр Родионов к тому, чтобы театр стал нужным людям, чтобы он стал выразителем серьезных настроений, чтобы он говорил с обществом на важные темы и был частью социальных практик. Закрытие Театра.doc таким вот иезуитским способом — это настоящее вредительство. И даже не потому что в Москве не будет одного небольшого театра — а потому что за эти годы Театр.doc, и это, наверное, главное его достижение, стал местом, школой профессионального роста для драматургов и молодых режиссеров. Через этот подвальчик прошло несколько поколений людей, многие из которых определяют лицо современного российского театра и даже кинематографа. В этом отношении Театр.doc очень значимый организм, очень влиятельный. Который, боюсь, нечем и некем заменить», — Кирилл Серебренников.

«Важно: Театр.doc неотчуждаем от своих стен, от крошечного подвала на Трехпрудном. Он не недвижимость в Москве, он дом и родина. Если помещение все-таки отберут, история театра не кончится, люди не кончатся, но жить и работать им будет еще труднее, чем до сих пор. То есть не им: нам, вам, всем будет еще труднее, потому что еще стыднее, еще обиднее — от еще одной проглоченной рейдерской подлости.

На фейсбуке сейчас многие цитируют Собянина: „Ничего не слышал про Театр.doc и его проблемы, но вообще, в Москве много театров, которые занимаются бог знает чем“.

Елена Гремина, руководитель (правильнее сказать — мать) Театра.doc отреагировала очень точно: „Собянин сказал прекрасно: „театр занимается бог знает чем“, отличная творческая программа!“. Собянин ошибся только в одном: театров с такой творческой программой в Москве вовсе не много, их единицы», — Любовь Мульменко.

«Я точно могу сказать, что во многом поколение Николая Хомерики, Алексея Попогребского, Бакура Бакурадзе, Оксаны Бычковой, Ивана Вырыпаева, Кирилла Серебренникова сформировано открытиями Театра.doc. Именно Театр.doc научил нас наблюдению за реальной жизнью и какой-то совершенно новой, документальной актерской игре — простой и точной. И, собственно говоря, то, как сильно изменилось кино в 2000-х и после в плане социальных историй, в плане новой достоверности актерской игры, — это все на самом деле открытия Театра.doc», — Борис Хлебников.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: