18+

Четыре журнала в год

Подписка!
27 ОКТЯБРЯ, 2018 // НОВОСТИ

Юбилей Натальи Рязанцевой

Юбилей Натальи Рязанцевой

Сегодня — день рождения блестящего кинодраматурга и педагога Натальи Рязанцевой, соавтора фильмов «Крылья», «Долгие проводы», «Чужие письма». Мы поздравляем Наталью Борисовну. В ее сценариях, по выражению Сергея Соловьева, всегда был «мир устроен сложно и душа человеческая устроена сложно», и трудно было этой сложной душе в сложном мире. В любое время авторов, способных писать так — без благонадежных упрощений, с требовательностью к себе и к читателю, зрителю — наперечет. Наталья Борисовна — автор, без чьих фильмов, мнений и текстов нам трудно представить «Сеанс» таким, какой он есть.

Читайте тексты и реплики Натальи Рязанцевой на страницах журнала.

«Неосознанная обходимость»:

«Моя бабушка вела дневники. Сохранилось несколько черных тетрадей начала века — 1902-й, 1908-й, 1920-е годы. А недавно обнаружился дневник 1941 года, вернее, короткие воспоминания о самых главных моментах жизни. Она спешила, Москву бомбили, все разъехались кто куда. В нашем огороде вырыта щель. Кое-что я, как ни странно, помню, мне не было трех лет. Вдруг читаю: „Черти летают и днем, и ночью, тревогу объявляют только в экстренных случаях. Таля говорит: „Я видела во сне, что прилетели немцы и стали бросать бомбы в наш дом, — я вышла из ямки, а дома нашего нет!“ Но она молодец, мы ее не пугаем, а она стрельбы не боится… Квартира Шмидт все пустует“. Шмидты — это любимые соседи немецкого происхождения, поэтому их выселили. А Таля — это я, мое детское имя, я его совсем забыла».

О Бергмане:

«Видимо, для тех, кто его любит, Бергман дорог тем, что он не диктатор, тем, что он никого не принуждает, не ошарашивает. Если снова обратиться к литературным аналогиям, то есть поэзия „на вдохе“ (Мандельштам), пронизанная патетикой, неврастенией и поэтической пряностью, — и поэзия „на выдохе“ (Пастернак), рассказывающая попросту, без надрыва. Пастернак не позволяет себе утопить смысл в эмоциональном порыве, его смыслы всегда можно запомнить и процитировать. Так же и Бергман делает кино „на выдохе“, хорошо продуманное изнутри: нужна целая жизнь, чтобы позволить себе такие высказывания».

Об «Оттепели»:

«Как бы мне не сравнивать? — думала я, — не любят эти дети, выросшие внутри кино, чтоб их сравнивали с отцами. Хотя, наверно, привыкли. И зачем мне заранее сообщили, что дело происходит в 61-м в Москве, вокруг „Мосфильма“? Я-то помню тот шестьдесят первый, для меня ужасный, для кого-то прекрасный. Не буду придираться к приметам времени и места. В фильме „Стиляги“ время вообще условно, так и задумано, чувство стиля и жанра спасает. Этого у Валерия Петровича не отнять. Но здесь — сериал, и множество героев, и много завязок. Над сценарием, говорят, долго мучились. Диалог отменный, это слышно с первых же кадров. А простому зрителю у телеэкрана, как понять тех молодых сумасшедших киношников („Все они таланты, все они поэты“)? О зрителе позаботились».

Мнения — о фильмах «Пленный», «Все умрут, а я останусь», «Бумажный солдат» и других.

 

«Голос»

В 2007 году мы издали книгу Натальи Борисовны: «Голос и другие киносценарии». Предисловие к этому собранию написал Сергей Соловьев.

«Поразительно, что Наташины истории можно пересказывать многотомным романом, а можно одной фразой. И все это потому, что рязанцевские сценарии — это настоящая, большая проза. Нынешняя молодая кинематографическая поросль понимает сценарий как некий доклад продюсеру по поводу того, что должно быть в кадре и сколько продюсеру придется за это заплатить. Герой встал, чихнул, кашлянул, прошел 24 метра, стукнулся головой о косяк, косяк вылетел… Натура с достройкой, режим, реквизит, тележка. Финансовый отчет под названием „Цена вопроса“.

А Наталья Рязанцева, как ни банально это прозвучит, — типичный представитель советской сценарной школы. Советская сценарная школа всегда понимала сценарий как литературу. Любая Наташина вещь написана чудесным русским языком и является произведением литературы. А потому любой человек, который связан с постановкой этой картины, прочитав такой сценарий, сразу же включается в процесс выращивания фильма — его смыслы, образы, будущий облик заложены в этих буквах, волшебным образом вырастают из них».

Новости

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»