18+
16 ДЕКАБРЯ, 2018 // НОВОСТИ

Опубликовано собрание кинолибретто дореволюционных фильмов

Опубликовано собрание кинолибретто дореволюционных фильмов

«Во время студенческой пирушки Зина по просьбе окружающей ее молодежи пела: „Еду ль ночью по улице темной“. При словах: „Да не на радость сошлась и со мною“ — выхватила револьвер и убила Байрашевского, так грубо растоптавшего ее первое святое чувство, любовь и т.д.»

Новости великого немого: научно-учебная группа «Ранняя русская кинопроза» (работает при Высшей школе экономики) представила базу дореволюционных кинолибретто. Проект «Либретто русских фильмов 1908–1917» собрал 875 кратких описаний игровых фильмов дореволюционного периода, которые публиковались в кинематографической прессе — поиск велся по 18 периодическим изданиям указанных лет. Результаты этой работы выложены и удобно представлены на сайте.

Создатели сообщают, что база будет дополняться:

«Публикуемые материалы — наиболее полная коллекция дореволюционных кинематографических либретто к игровым фильмам, впервые собранных вместе. Либретто — краткие описания сюжетов фильмов — писались уже к первым русским кинокартинам. Так, сохранилось либретто фильма 1908 г. „Стенька Разин“ („Понизовая вольница“), с которого принято отсчитывать историю русского кино. В 1907–1918 гг. кинопресса публиковала либретто регулярно. На основе первых русских кинематографических журналов и была составлена эта коллекция, отражающая значительную часть ранней истории экранной литературы в России. В настоящий момент в ней 875 либретто, однако собрание будет пополняться».

До этого группа «Ранняя русская кинопроза» подготовила проект, собравший дошедшие до нас сценарии немого кино до 1917 года. Сейчас там опубликовано 32 сценария. Руководитель группы, старший преподаватель школы филологии ВШЭ, автор «Сеанса» Анна Ковалова рассказывает о ценности собрания кинолибретто:

«В первую очередь наша база может пригодиться киноведам, так как в ней можно быстро найти сюжеты несохранившихся фильмов (а не сохранилось более 80 % кинопродукции). Но мы надеемся, что и другие коллеги будут к ней обращаться: здесь можно быстро найти первичную информацию, например, об экранизациях Чехова, о том, как в кинопрозе развивался мотив Москвы или топос ожившей статуи и т.д.»

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»