18+
11 СЕНТЯБРЯ, 2019 // НОВОСТИ

Из коллекции кинокабинета РИИИ

Из коллекции кинокабинета РИИИ

В Белом зале Российского Института Истории Искусств (Исаакиевская пл., 5) открылась выставка «Из коллекции Кинокабинета РИИИ», посвященная 75-летию со дня рождения киноведа и библиографа Анатолия Михайловича Загулина, с 1988 по 2013 возглавлявшего Кинокабинет Российского института истории искусств. Благодаря Анатолию Михайловичу он стал важнейшим самостоятельным научно-справочным аппаратом — сегодня это одна из двух крупнейших библиографических картотек по кинематографии в России. Большая часть экспозиции — это материалы из личных фондов архива Кинокабинета. Источниковедческая и просветительская деятельность Загулина послужила основой для работ четырех поколений ленинградских киноведов с начала 1970-х. Подробнее о нем рассказывают его ученики и коллеги в нашем поздравительном материале:

«…подписи его под киноведческими трудами вы практически не встретите. Никогда не склонен был мой друг ни к писанию текстов, ни к лекционной деятельности. А меж тем перечень имен тех, кто обязан ему знаниями, идеями и текстами, занял бы не меньше страницы. И имена весьма громкие: Ковалов и Добротворский, Изволов и Дерябин, Гусев и Багров — вплоть до тех из сегодняшнего молодняка, о ком, будьте уверены, вы вскоре услышите: Алиса Насртдинова, Ирина Марголина, Султан Усувалиев. Да и я, грешный, вот уж сколько лет использую идеи из его так и не завершенной кандидатской диссертации о Мейерхольде в кино».

Фото: Ольга Холодная

Первый раздел выставки связан с именем Бориса Сергеевича Лихачева (1898 — 1934), киноведа, историка кино, сотрудника Института с 1924 по 1931, автора первой в мире монография по истории русского кино. Представлены афиши к русским и зарубежным фильмам 1910-1920-х, открытки «звезд» русского дореволюционного экрана, а также копии личных документов из архива РИИИ.

Второй раздел — материалы из личного фонда киноведа, историка кино Эдгара Михайловича Арнольди (1898 — 1972), работавшего в институте в с 1929 по 1941. Это многостраничные кинодневники Арнольди, посвященные кинематографу 1920-х — рукописные многостраничные тетради, иллюстрированные вырезками из газет и журналов, открытками, рисунками; рабочие материалы к книге «Жизнь и сказки Уолта Диснея», изданной в 1965 году.

Из экспозиции выставки. Фото: Ольга Холодная

Переписки с Эйзеншейном и Пудовкиным представлены в личном фонде киноведа, историка кино Николая Михайловича Иезуитова (1899–1941), возглавлявшего Киносекцию института (тогда ГАИС) в период 1932 по 1934 год.

Значительную часть экспозиции составляют оригиналы фотографий Георгия Гедеоновича Агароняна (1913-1943), ассистента оператора киностудии «Ленфильм». Особенный интерес представляют кадры и фотопробы из несохранившихся немых фильмов начала 1930-х. Фотографии из фильмов Козинцева и Трауберга хранятся в папке «Фото из архива Е.С. Добина». Ефим Семенович Добин, литературовед, искусствовед, автор книг «Козинцев и Трауберг» (1963), «„Гамлет“ — фильм Козинцева» (1967).

Из экспозиции выставки. Фото: Ольга Холодная

Заключительная часть экспозиции посвящена сотрудникам сектора кино. Это фотографии из домашних архивов, переписки сотрудников сектора с кинематографистами (письма Михаила Ромма, Сергея Параджанова), книги с автографами, натюрморт и коллаж Сергея Добротворского, акварельные этюды Веры Кузнецовой.

Выставка будет открыта до 2 октября. Время работы: пн., ср., пт. с 11.00 до 18.00. Вход свободный.

Коротко

Венеция-2019: Итоги

Венеция-2019: Итоги

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»