18+
12 МАРТА, 2019 // НОВОСТИ

В «Иллюзионе» идет эхо «Белых Столбов». Что посмотреть?

В «Иллюзионе» идет эхо «Белых Столбов». Что посмотреть?

В московском «Иллюзионе» всю неделю будет идти эхо архивного фестиваля «Белые Столбы». До 17 марта можно увидеть большую часть программы прошедшего в Госфильмофонде смотра. Мы вели фестивальные дневники, и рассказываем, на что точно стоит обратить внимание московскими вечерами. Полная программа и расписание показов доступны на сайте кинотеатра.

 

Вторник, 12 марта

«Монета», реж. Алов и Наумов

18:00

Владимир Наумов редко показывает свое кино — тем более ценно, что «Монету» он представит сам. В Столбах картину представлял художественный руководитель «Белых Столбов» Петр Багров, который отметил:

«Владимир Наумов не смог сегодня приехать из-за плохого самочувствия. В этом есть одно преимущество. В отличие от Наумова, я считаю эту картину удачной. Когда я сообщил ему о том, что мы собираемся включить „Монету“ в программу фестиваля, он ответил: „И зачем вы показываете плохое кино?“»

В каталоге фестиваля о «Монете» рассказывает Олег Ковалов:

«Вся эта лента словно состоит из художественных отсылок. Трагический безработный в кургузом пальтеце с коротковатыми рукавами, которого играет Андрей Попов, словно забрел в нее прямехонько из обличительной серии того же Пророкова „Вот она, Америка!“, отрепья его сынишки, превращающегося в „ребенка улицы“, сродни разлохмаченному козырьку знаменитой кепки „малыша“, сыгранного Джеки Куганом, и просто вздрагиваешь, когда на лице Джесси Фултона, наливающемся безумием от бесповоротной решимости вырвать вожделенную работу любой ценой, проступают жуткие черты того монстра, которого в „хоррорах“ 1930-х играл Борис Карлофф. Ну, а нависающие потолки конторы, словно приплющивающие фигуры и без того стиснутых обстоятельствами героев — ясное дело, шлют пламенный привет Орсону Уэллсу. Однако изобразительная эстетика „Монеты“ не сводится к очевидным отсылкам».

 

«Музыкальная шкатулка» / «Обесчещенная»

Реж. Джеймс Пэрротт / Джозеф фон Штернберг

21:00

Фильмы тематической программы «Пианино и пианисты» — ранние звуковая картина Лорела и Харди и голливудский фильм фон Штернберга сняты с разницей в год.

«Приходит звук. И вот героиня Марлен Дитрих извлекает нечеловеческие звуки из своего пианино в „Обесчещенной“ Джозефа фон Штернберга. Австрийская разведчица, она зашифровала в музыке секретные сведения о расположении русских войск. Как и „Руки Орлака“, „Обесчещенная“ не является шедевром. Она уступает „Шанхайскому экспрессу“ или „Марокко“ и, за исключением пары сцен, скорее способна нагнать сон на современного зрителя. Но нас не интересует „качество“. Связь роковой красавицы и фортепиано не случайна, звуки этого инструмента свидетельствуют о сильной страсти — в XIX столетии полагали, что подобная музыка действует на женщин подобно гашишу (крепче уже только верховая езда)», — Максим Семенов.

 

Среда, 13 марта

Сборник реставраций: «Осень» Фридриха Эрмлера, «Пограничная сторожевая» Игоря Сорохтина, «Муха-Цокотуха» Владимира Сутеева, «Оглянись, товарищ!» Юза Герштейна

19:30

В центре блока — впервые собранная картина «Оглянись, товарищ!».

«У фильма своя приключенческая, сложная история. Режиссеру Герштейну была заказана картина о становлении в Киргизии советского строя. Получилось авторское кино с использованием полиэкрана, синхронной записью звука и многочисленными интервью киргизских публицистов, педагогов, интеллектуалов. Но если формальную смелость картины киргизский ЦК худо-бедно мог снести, то вот появление „нетипичных“ для экрана спикеров уже никак. Картина попала в опалу из-за того, что революция в фильме, по словам его участников, была необходимой жестокостью — как и последующие репрессии, как и насильное „обрусение“ союзной республики», — Никита Смирнов.

«Случай из следственной практики», реж. Леонид Агранович

21:00

С виду жанровый фильм с крепкой сценарной основой, работа Аграновича прорывается за рамки детектива в сторону экзистенциальной драмы. Во многом эта потенция картина проявлена благодаря мощной операторской работе Геннадия Карюка, который представит фильм.

«Из всех режиссерских работ Леонида Аграновича эта — наиболее изобразительно насыщенная. Приехав на Одесскую киностудию (на „Мосфильме“ сценарием не заинтересовались), Агранович сразу же положил глаз на недавно законченные „Короткие встречи“ Киры Муратовой. Отсюда в „Случай…“ перешли оператор Геннадий Карюк и актриса Нина Русланова. Пробовался на одну из ролей и Высоцкий.

Карюк первым делом набросал раскадровку. „Но я рисовал плохо, — рассказывает он сегодня, — а художник Миша Заяц перерисовал красиво. И Леонид Данилович крепил в павильоне каждый кадр — и снимал по нему. А на площадке ставил специальный щит для раскадровки. Так и снимали, строго по сценарию, все 152 кадра. Очень быстро. По-моему, за двадцать восемь дней сняли“», — Петр Багров, каталог фестиваля.

 

Четверг, 14 марта

«До свидания, мальчики», реж. Михаил Калик

18:00

На «Столбах» картину представлял 92-летний оператор фильма Леван Пааташвили, который очень точно и подробно рассказал о том, в какой атмосфере происходили съемки, как буквально из воздуха, с пустыми руками они с Каликом придумывали головокружительные технические ходы для картины. В «Иллюзионе» фильм представят исполнители главных ролей Николаем Досталем и Анной Родионовой.

«Руки Орлака», реж. Роберт Вине

21:00

«Орлак пианист, но он не может играть, поскольку попадает в аварию и перестает доверять собственным рукам. Он не может играть ещё и потому, что мир его принципиально лишён звука. Музыка, которую слышат зрители, принадлежит Филиппу Чельцову, молодому музыканту, кинолюбителю и превосходному тапёру, который уже несколько лет своей игрой сопровождает госфильмофондовские показы немых картин. Программа „Пианино и пианисты“ подчеркивает его присутствие на сеансе, привлекая внимание к этому искусству. „Руки Орлака“ тем самым получают первый комментарий в фестивальном каталоге, а второй — на месте, в момент киносеанса», — Максим Семенов.

 

Пятница, 15 марта

«Эй, кто-нибудь!», «Пядь земли»

Реж. Андрей Смирнов и Борис Яшин

18:00

Борис Яшин умер в феврале этого года, за несколько дней до начала фестиваля, на который собирался приехать. Их совместные работы представил Андрей Смирнов:

 

 

«„Эй, кто-нибудь!“ — образец „стильного кино“, нового „оттепельного“ открытия Америки и ее литературы, начатого снятыми Тарковским с однокашниками по ВГИКу „Убийцами“ и продолженного (с разной степенью успешности) первыми фильмами Вульфовича и Курихина и „Монетой“ Алова и Наумова», — Евгений Марголит о картине.

«Оранжевый джаз», реж. Александр Исупов

20:25

«„Оранжевый джаз“ — полулюбительское кино, снятое в Перми театральным режиссером Исуповым с неизвестными молодыми артистами. Это эксцентрическая комедия о четырех друзьях в провинции, которые спасаются — музыкой, дебошем, бытовым трюкачеством — от угрюмого хода местной жизни. „Оранжевый джаз“ ершист, амплитуда киноприемов в нем колеблется от немой комической с замедленной съемкой (как у Эйрамджана) — до подмечания мельчайших сдвигов в человеческой коммуникации (как, простите, у Кассаветиса). Это уже другая степень свободы пластического существования („Джаз“ вообще очень полагается на пластические возможности артистов), и в то же время абсолютная размытость эстетических ориентиров, характерная для начала 1990-х. Хотя на мой вкус „Оранжевый джаз“ скорее представляет собой именно локальную „диковинку“, в этом колебании эстетики спустя четверть века безошибочно опознается дух того лихого времени», — Никита Смирнов.

 

Суббота, 16 марта

Сборник студенческих работ

13:00

Открывает блок найденная недавно «Надя» Искры Бабич:

«Ах, „Надя“. Тебя искали. Да, был сценарий Аграновича „Человек родился“. Была популярная мелодрама Ордынского по нему. И в тот же год была короткометражная студенческая работа Искры Бабич. Вот только Бабич, в будущем режиссер „Первого свидания“ и „Мужиков!..“, назвала свою работу по имени героини — „Надя“. Порой путаницы в именах достаточно, чтобы упустить картину из виду.

Фильм нашелся после того, как его истинное название киноведы узнали из разговора с Ниной Ивановой, исполнительницей заглавной роли. Именно в „Наде“ Иванову увидел Марлен Хуциев, и позвал в „Весну на Заречной улице“, тем самым открыв ее для кино во второй раз — через 12 лет после Виктора Эйсымонта, который взял 10-летнюю Иванову в блокадную картину „Жила-была девочка“», — Никита Смирнов.

В этом же блоке «Артист Федор Грай», дипломная работа болгарского режиссера Ивана Терзиева — первая экранизация произведений Шукшина, не считая его собственных режиссерских постановок. Федор Грай — артист драмкружка, которому никак не дается роль «простого человека».

И — фильм «Слова» о занятиях в школе-интернате для глухих детей. Почти докудрама: режиссер Владимир Левин выстроил по четко заданному сценарию существование совершенно реальных учеников интерната и их учительницы. Режиссер говорит о работе в фестивальном каталоге:

«Я заранее сделал раскадровку каждого кадра. Иначе не мог бы выстроить рассказ об учителе. Мне потом говорили, что при обсуждении картины во ВГИКе, на заседании кафедры, был спор, можно ли считать нашу картину документальной. Но для меня она была игровой с первого момента — с написания сценария.

К примеру, девочка, которая в фильме не могла сказать слово „сосулька“, на самом деле умела произносить это слово. Мы немного слукавили: учительница сказала девочке „татулька“ вместо „сосулька“, и ребенок повторил все точно. Но весь процесс обучения произношению звука показан в точности. Тут уже никаких фантазий. Как Валентина Яковлевна работает, так и снято».

«Облако-рай», реж. Николай Досталь

18:30

Отреставрированная Фондом копия фильма будет представлена режиссером Николаем Досталем, оператором Юрием Невским и исполнителями главных ролей Андреем Жигаловым, Ириной Розановой и Сергеем Баталовым.

«„Облако-рай“ — редкий случай необыкновенной режиссерской и актерской органики, бесконечно изящная, выполненная в своеобразном „слободском“ стиле ироничная пародия на вечно отъезжающее общество, забывшее о циферблате. Куда? Зачем? Время остановилось — испробуем пространство…», — Марина Дроздова о фильме.

 

Воскресенье, 17 марта

Строго говоря, весь этот день можно провести в «Иллюзионе».

Студенческие работы

13:00

О картине «Алавердоба» рассказывает режиссер Георгий Шенгелая:

«Праздник у храма Алаверды проходит в сентябре, в 1961 году отснять весь материал не удалось, пришлось ждать еще целый год — до следующего сентября. Получается, что какое-то время я простаивал. Закончил на следующий год, но фактически снимал гораздо меньше, месяц, наверное.

Какие-то особые операторские приемы, чтобы запечатлеть эту жизнь, воссоздать ее неповторимую атмосферу, совершенно не требовались — главное были люди и текст. Весь фильм сделан на большом напряжении. Сначала это напряжение бездействия, которое царит у подножия храма, и вдруг оно взрывается напряжением действия — молодой интеллектуал, писатель, мчится на коне через поле. Эта кульминационная сцена отражает включение героя в общее движение людей (он перестает быть обычным наблюдателем), пассивное переживание переходит в физический импульс», — из каталога фестиваля.

Следом — студенческая работа «Новый знак» Андрея Хржановского. В 1970-е режиссер вынес копию картины на помойку, не думая о том, что у Госфильмофонда сохранилась другая. Хржановский представил фильм на фестивале — совершилось историческое примирение автора с фильмом.

Картина — так называемый «киноплакат» — была снята по заказу автоинспекции: участились случаи пьянства за рулем. В этой игровой миниатюре уже вовсю ощутим тот запал, который позднее Хржановский приложит к анимации. Абсурдный юмор «Нового знака» всецело принадлежит материи кино и почти ни в чем не полагается на слово. Поэтому фильм сохранил универсальность восприятия — зал в Белых Столбах ни на один фильм не реагировал так бурно.

Сборник «Пианино и пианисты»

15:00

Офюльс и Сабо — рядом с сатирическим киножурналом «Фитиль».

«В сатирическом журнале „Фитиль“ порой можно было застать рубрику „Реакция“. Так помечались документальные сюжеты, которые продолжали ранее вышедшие истории.

В 1966 году в сборнике № 54 вышел сюжет о том, как небрежно, по мебельным закройкам, Московский деревообделочный комбинат изготавливает фортепиано; сюжет назывался характерно — „На дрова“. Девять лет спустя последовала реакция — пианино „Лира“ стало звучать лучше!», — Никита Смирнов.

«Три дня Виктора Чернышёва», реж. Марк Осепьян

17:00

Режиссер представит свой фильм. О картине в номере 68 писал Василий Степанов:

«У титульного героя (Геннадий Корольков) отца нет вовсе (погиб на фронте), но отсутствие, как это часто бывает, значимей присутствия. Виктор Чернышев — неплохой парень, школу окончил, токарем работает, на картошку ездит, на собраниях комсомольских сидит, в армию скоро пойдет… Но ожиданиям не соответствует. Ни своим, ни общественным. Ну никак не соответствует! „Сами примитив, а мечтают о сложном“, — говорят они о других, думая о себе. Что делать, если ничего не хочется и ничего не нужно? До них жило поколение великанов. Выигравших войну, пославших человека в космос. А что осталось им, нынешним двадцатилетним?»

Коротко

© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»