18+
11 НОЯБРЯ, 2018 // НОВОСТИ

Госфильмофонд без Тельнова: что может измениться

Госфильмофонд без Тельнова: что может измениться

Вчера стало известно, что Вячеслав Тельнов станет исполнительным директором Фонда кино. Тельнов с января 2018 года был главой Госфильмофонда, на этот пост его назначили после скандальной отставки Николая Бородачева, фактически развалившего деятельность научного отдела главного киноархива страны. Уход Тельнова ставит вопрос: что будет дальше с Госфильмофондом и теми инициативами, которые только-только начали претворяться в жизнь? Мы обратились за комментарием к Наталии Яковлевой, главному искусствоведу Госфильмофонда.

 

«Переход Вячеслава Тельнова в Фонд кино — очень тревожная новость для научного отдела Госфильмофонда. Мы сталкивались с непониманием нашей деятельности на протяжении всего периода работы Николая Бородачева. Когда Тельнов [в январе 2018 года — примеч. ред.] только заступил на пост, ситуация вроде бы повторилась. Первое время его команда тоже не понимала, что такое научный отдел, в чем заключается его работа. Мы к этому привыкли, нам часто твердили: „в ГФФ штат — 600 человек, а вас всего 20. Думаете, вы особенные?“

Но в эти последние месяцы мы проделали огромный путь и начали понимать друг друга. Тельнов и его помощники стали поддерживать наши инициативы: разобрались, что такое межархивные мероприятия, почему так важно международное сотрудничество в восстановлении фильмов, поняли, что нужно финансировать киноведческие издания. Что нужно заплатить большие деньги, но приобрести уникальную коллекцию Александра Ширяева, которую киновед Виктор Бочаров открыл несколько лет назад. [В 2006 году были обнаружены мультипликационные фильмы Ширяева, снятые в начале 1900-х годов и опередившие анимацию Старевича — примеч. ред.]

 

«Пьеро-художники». Реж. А. Ширяев. Ок. 1907.

 

Теперь, когда Тельнов ушел, судьба этих проектов под вопросом. Непонятно, состоится ли приобретение крупной коллекции киноплакатов. Будет ли куплена коллекция Ширяева, которая имеет ценность для истории кино в мировом масштабе. Боимся услышать всё тот же вопрос: а зачем это нужно?

Планы по международной реставрации тоже требуют денег и понимания: нужно заключать договоры между архивами, оплачивать командировки, искать аутентичные авторские копии, передавать эти материалы на реставрацию лабораториям. Если чиновник не понимает, зачем нужно тратиться на восстановление „Обломка империи“, то легко может эту инициативу загубить.

Кроме того, за эти месяцы руководство пришло к пониманию необходимости поддержки киноведческих изданий. Не так давно вышел первый после трехлетнего перерыва номер „Киноведческих записок“, посвященный 70-летию ГФФ. Готовится выпуск сборника уникальных документов „Кино и время“, который Госфильмофонд выпускал с 1960-х годов, но потом издание прекратилось. Госфильмофонд готов частично оплатить печать замечательной книги Ирины Гращенковой про Абрама Роома. И это направление деятельности тоже теперь под угрозой: всегда очень трудно убедить чиновников в важности гуманитарных наук, тем более таких „экзотических“, как киноархивистика.

Наконец, команда Тельнова поддержала наш протест против некоторых инициатив Минкульта, посягнувших на основополагающие пункты Устава Госфильмофонда, что могло бы отбросить нас на 70 лет назад, когда ГФФ был просто Всесоюзным фильмохранилищем. Другая идея Минкульта, с которой мы боремся — предложение прекратить прием в фонд иностранных фильмов, выходящих в прокат. Эта инициатива нарушает Закон об обязательном экземпляре, который действует для библиотечных фондов и ГФФ — зато удобна „здесь и сейчас“: сократит расходы прокатчиков, позволит быстрее выпускать фильмы в прокат. Но мы-то смотрим в вечность. Команда Тельнова нас в этой борьбе поддерживала — и даже начала продвигать идею строительства цифрового хранилища.

В нынешней печальной ситуации очередных перетасовок мы можем надеяться только на то, что главные люди команды Тельнова — и прежде всего Сергей Алексеев — останутся на своих местах, и все позитивные начинания продолжатся.

Хотя, честно говоря, наученные горьким опытом, мы предчувствуем, что смена руководства произойдет, и нам вновь и вновь придется тратить время, силы, нервы на доказательства важности нашей работы, а не на саму работу. Но нас очень мало, а работы очень много. И нам трудно».

Коротко

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»