18+
19 НОЯБРЯ, 2018 // НОВОСТИ

«Франкенштейна»-1910: отреставрирована первая экранизация книги

«Франкенштейна»-1910: отреставрирована первая экранизация книги

В 1910 году компания Томаса Эдисона Edison Manufacturing Company осуществила первую экранизацию «Франкенштейна» Мэри Шелли. 13-минутная постановка в титрах была обозначена как «вольная адаптация»: у фильма счастливый конец, а наиболее «ужасающую» фактуру режиссер Джеймс Сирл-Доули убрал из сюжета. Для Сирла-Доули это была примерно двадцатая режиссерская работа; в режиссуре он впервые попробовал себя за два с половиной года до «Франкенштейна». Съемки адаптации заняли от трех до четырех дней.

104 года спустя Библиотека Конгресса США получила единственную уцелевшую нитратную копию, отсканировала ее в разрешении 2K и провела цифровую реставрацию. Сегодня она доступна на сайте библиотеки и на YouTube.

 

 

«Франкенштейн» студии Эдисона и прежде был доступен в сети: его прежний владелец, Эл Деттлаф, приобрел копию в 1950-е годы и ездил с ней по фестивалям и ярмаркам, посвященным монстрам. Владелец не представлял, что это одночастевка может иметь большое значение, пока в 1980 году Американский киноинститут не включил «Франкенштейна» в список «10 самых разыскиваемых фильмов». После этого Деттлаф ездил к тогдашнему директору Американской киноакадемии Роберту Уайзу — тот пытался убедить коллекционера передать пленку, но Деттлаф был непреклонен. Позднее он самостоятельно оцифровал копию и продавал DVD с фильмом. Деттлаф умер в 2005 году, никому не передав свою коллекцию.

Получив пленку, сотрудники библиотеки обнаружили, что фильму недостает вступительных титров и первого интертитра: первые были запрошены в историческом парке Томаса Эдисона, второй восстановлен по образцу других лент кинокомпании. Музыку для картины написал композитор Дональд Сосин, ранее озвучивший около двадцати других немых лент — в его фильмографии «Франкенштейн» стал самой ранней из картин. Сама пленка помещена на хранение в специальных условиях. В статье на сайте библиотеки киновед Майк Мэшон сравнил эту работу с монстром Франкенштейна, впрочем, назвал ее результат гораздо более приятным.

Коротко

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»