18+
15 МАЯ, 2018 // НОВОСТИ

«Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Пресса о фильме

«Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Пресса о фильме

Оуэн Глейберман, Variety

Фильм скачет вприпрыжку, из-за чего, с одной стороны, неумолимо затягивает в себя, а с другой, так и не поглощает целиком. И дело не только в том, что многое в нем выпадает из спектра реалистического повествования. (Это фильм, в котором, сцена за сценой, показаны самые тупые в мире копы.) Снятый в оголенной, натуралистической манере ручной камерой, которая придает фильмам фон Триера их непосредственность, «Дом, который построил Джек» при этом оставляет вас с ощущением, будто его сцены выдуманы на ходу. Фильм показывает пристрастившегося к убийствам психа с холодным взглядом и нарастающим безразличием — и вовсе не заинтересован в том, чтобы вы этого героя поняли.

<...>

На мой взгляд, фон Триер с 1996 года не сделал ничего близкого к своему шедевру «Рассекая волны», и «Дом, который построил Джек» ничего в этом смысле не меняет. Наполовину — хорошее провокационное кино, наполовину трюк, фильм задуман так, чтобы потревожить зрителя, и он с этим справляется. Но еще лучше ему бы это удалось, предложи фильм человечное противопоставление Джеку, и не оставайся он столь зацикленным на том безэмоциональном зомби, которого исполняет Мэтт Диллон.

 

Питер Брэдшоу, The Guardian

«В фильме очень-очень много скучных разговоров и диалогов, которые словно переведены на американский английский с датского при помощи гугла. Много лиц крупным планом в чрезвычайно мутном освещении. Образы и сюжетные повороты, которые выглядят скорее невероятными, чем таинственными и странными. Этот фильм непреклонно скрывает от вас ужас, который вы можете найти в любом другом фильме о серийных убийцах – от «Молчания ягнят» и «Пилы» до «Семи», «Зодиака» и «Добрых сердец и корон». И в этом фильме нет того грубого гонзо-экстаза, что мы видели в «Человеческой многоножке» – хотя я уверен, что для финальных жертв Триер хотел чего-то в этом духе.

Нет, события фильма ведут нас к финалу с Гюставом Доре под death metal, что задает всему фильму структуру и ритм возмутительно занудного и нелепого анекдота. Гигантизм финала фильма ставит все то длинное, медленное, противно унылое действие фильма в такую перспективу, которая кажется весьма изобретательной, но, как и все, что делает фон Триер, напоминает взрыв бумажного пакета. Это может заставить вас вскрикнуть. Но это не останется в вашей памяти, кроме как, может быть, примером лишенной юмора глупости. Впрочем, изуродованный утенок в моей памяти останется – но я бы этого не хотел».

 

Эрик Кон, IndieWire

Пока фильм продирается через воспоминания Джека, в сюжетной линии зияет дыра: как вышло, что хорошо владеющий речью, образованный инженер превратился в этого жестокого, непоправимого монстра? Нет повода сомневаться: фон Триер намеренно избегает разрешения этого вопроса, поскольку все обстоятельства фильма исходят от ненадежного рассказчика, чье финальное вхождение в фантастический эпилог намекает на то, что нельзя верить ничему из увиденного, и остается лишь та вероятность, что все действие картины происходит в голове одного помешавшегося человека.

Вернее, двух: есть Мэтт — а есть фон Триер, который вновь использует свой контроль над кино как средством, чтобы выкупаться в самых неприятных крайностях своей психики. (Повторяющийся мотив — Джек показывает на камеру таблички, на которых прописаны его проблемы, от эгоизма до нарциссизма, и нет никакой двусмысленности в том, кого он в действительности подразумевает.) «Дом, который построил Джек» ни в чем не выдает в себе признание mea culpa, но ближе фон Триер к атакам на себя и собственные фильмы еще не подбирался. Он даже использует Джека как избитый предлог разделить искусство и художника (в данном случае это звучит так: «Не смотрите на топор, смотрите на работы»). Он проходится по обвинениям в женоненавистничестве — тяжело, но откровенно: «Почему это всегда вина мужчины?», кричит Джек, размахивая ножом. «Женщины всегда жертвы. Мужчины всегда преступники». Фильм не то, чтобы принимает сторону изобличителя, но скорее представляет это объяснение как возможный источник ярости этого проклятого безумца.

 

Дэвид Руни, The Hollywood Reporter

«Не поймите меня неправильно – «Дом, который построил Джек» определенно стоит увидеть. Но, что самое удивительное – этот фильм зачастую столь же бессмыслен, сколько и не продуман. Фон Триер создавал запоминающиеся женские роли – даже тогда, когда его героиням приходилось мучительно страдать. Вспомните не только Уотсон в «Рассекая волны», но и Николь Кидман в «Догвилле», Бьорк в «Танцующей в темноте», Кирстен Данст и Шарлотту Генсбур в «Меланхолии». Женщины в этом раздутом новом фильме, за исключением Райли Кио (которая выводит этот фильм на новый уровень пафоса, и получает в итоге самую жестокую бойню) – не персонажи, а лишь наброски, эскизы, поэтому, когда Джек их убивает, мы сочувствуем им столь же слабо, как и сам убийца».

 

Робби Коллин, The Telegraph

«Фон Триер нагружает зрителя каким-то весьма содержательным и серьезным философским материалом, но его связь с историей Джека весьма поверхностна. А вот автобиографические моменты выглядят до подобострастия корыстными – как, например, плохо сделанная нарезка из предыдущих фильмов фон Триера, которая появляется на экране в тот момент, когда Джек устремляется к бесконечной силе и потенциалу искусства. Триер терзает аудиторию, заставляя ее ожидать, когда будут убиты женские персонажи; он наделяет двусмысленностью речь Джека, словно обращенную против #MeToo, в которой он жалуется: «Почему всегда виноват мужчина? Куда бы ты ни пошел, ты везде будешь восприниматься как провинившийся в чем-то бродяга…Если кому-то так не повезло родиться мужского пола, то он теперь всегда будет жертвой, да?» Как и всегда с Триером, все одновременно является и не является шуткой, хотя панчлайны здесь зачастую умышленно гротескны и немного напоминают творчество Джейка и Диноса Чепменов образца 1997 года.

Раздражает, что в фильме есть много прекрасных и умелых эпизодов, особенно в самых откровенных и исповедальных частях фильма, где Джек обсуждает свое детство, и в котором его слова имеют мрачную, запретную интимность, как у записки о самоубийстве. Существует также длинный эпилог под названием Katabasis, в котором представлена серия экспрессионистских, адских картин, которые сделаны так мастерски, что почти оправдывают весь фильм».

 

Реакции публики

Никогда не видал ничего подобного на кинофестивале. Больше ста человек вышли с фильма, в которым показано обезображивание женщин и детей. «Омерзительно», говорит женщина на выходе из зала.

 

«Дом, который построил Джек» выглядит как предсмертная записка.

 

Мерзко. Претенциозно. Рвотно. Пыточно. Убого.

 

Поговорил с человеком, который вышел с показа фильма Ларса фон Триера в Каннах: «Он уродует Райли Кио. Он уродует детей… и мы в вечерних нарядах должны на это смотреть»?

Новости

© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»