12


Социальное звучание этой картины отличается
редкой для теперешней жизни
подлинностью. Двойная жизнь Пика — мутный фильтр, сквозь который весь окружающий
мир кажется невнятным,
двусмысленным, угрожающим. Обычное
для дебютанта безденежье — еще не гарантия
изобретательного минимализма,
но здесь этот стимул сработал со всей
очевидностью. Неторопливо сменяются
планы немноголюдного и неуловимо
печального города. Герой безучастно
читает лекцию индифферентным студентам,
блуждает по улицам, едет в
трамвае, нарывается на классические
дворовые неприятности. Все сопровождается
его закадровым голосом, с усилием
собирающим расшатанные мысли.
Неяркий, но стойкий эффект «мира за
стеклом», мира глазами больного, помещает
скромную на первый взгляд кинематографическую
зарисовку в сюжетную традицию, идущую от «Преступления
и наказания» Достоевского, «Голода» Гамсуна, «Мелкого беса» Сологуба.
Может, город Владикавказ и безнадежен
с точки зрения несчастного интеллигента,
по слабости севшего на иглу. Но художниками,
сумевшими рассказать нам
эту обыденно жуткую историю, он точно не обделен.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: