18+

Четыре журнала в год

Подписка!
' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Сериалы. Средний уровень: тогда и теперь

Советское кино, как и телекино, — это был Голливуд, это была система. Вам наверняка не раз приходилось изумляться, что же это режиссер X или Y, высокий профессионал в советское время, стал делать абсолютно беспомощное кино? Как это могло произойти?! Почему?! А тут то, что американцы называют Genius of the system, гений системы… Система держала. Оборудованные цеха, планы, стратегии, контроль за качеством. А сейчас все держится только на энтузиазме конкретных людей. Провалы могут быть. Могут быть и взлеты — если очень упираться. Но в любом случае все это — пикник на обочине.

Советские сериалы не были так уж успешны, это миф. Большинство фильмов, которые производились по годовому плану в нашем многонациональном кинематографе, помнят уже только знатоки. А если «навскидку» спросить людей, которые просто смотрели тогда телевизор, они назовут в лучшем случае десяток популярных телефильмов. Может быть, даже и того не наберется. Сегодня, несмотря на то, что уровень понизился, — наберётся. И за десяток перевалит.

«Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» — хорошие были вещи. Там были идеи, была режиссура, артисты. В сравнении с той же Лиозновой, в сравнении с актерскими работами Стржельчика, Павлова, Евстигнеева, Плятта — все, что нынче снимается в жанре сериала, есть чистой воды новодел.

Уровень тех немногих сериалов, что вышли в советское время, был чрезвычайно высок. Их можно пересчитать по пальцам, и все они относились к высокопрофессиональным произведениям. Сейчас общий уровень повышается, дай бог всем здоровья: я имею в виду и «Идиот», и «Штрафбат» и т. д. А впереди и «Дети Арбата», и Прошкин, снимающий «Доктора Живаго», и Соловьев, снимающий «Анну Каренину» — видите, замахи какие… Будем надеяться, достигнем и уровня, на каком были сделаны замечательные советские сериалы.

Конечно же, понизился. Раньше серия снималась три месяца — сейчас семь дней. Как можно за семь дней снять прилично? Поставлены совершенно другие задачи. В советские времена был такой специальный жанр — телевизионный художественный фильм. На самом деле, это были нормальные фильмы, просто в формате телевидения. Нынешнее качество, конечно, не идет в сравнение — потому что вопрос качества вообще не стоит: зачем, дескать, качество для «ящика»? Давайте мы здесь дымок пустим… Какой дымок?! Актер текст запомнить не может, он перебегает из сериала в сериал… И иногда кажется, что не очень помнит, где в данную минуту снимается.

Художественный уровень понизился, а уровень профессионализма вырос. Советских сериалов вообще мало было, а хороших и того меньше: «17 мгновений» и «Щит и меч», других не припомнить. Сейчас снимают и снимают, руку набили, технологию выстроили, формулу зрительского успеха вычислили. Все это хорошо и правильно с точки зрения индустрии, но не искусства.

В условиях современного телевидения, когда спрос очевидно превышает предложение, режиссером может стать всякий, кто не доказал обратного. Остается лишь смущенно ностальгировать по временам, когда ненавистные в ту пору худсоветы не пускали в профессию пошляков и неучей.

Конечно, понизился. Да и обычное кино раньше было лучше, чем нынешнее. Художник должен был преодолевать запреты, а для этого уходил в образность, подтексты… А сейчас всё разрешено, отсутствует институт редакторов, сценарная коллегия, и у нас выходит сорок фильмов по одному и тому же сюжету. Тогда существовала не только политическая цензура, но и нравственная: жуликов в финале «Джентльменов удачи» просветление настигало. В стране разруха, и разруха эта в первую очередь в головах. И хотя в последнее время все постепенно приходит в норму, именно телесериалы могут все погубить. Ведь можно воспитывать публику, можно развращать… Она все кушает, ей все нравится: и «Идиот», и «Бедная Настя». Но это же разные вещи. Вот прошел бессмысленный, оскорбительный сериал про войну под названием «Диверсант». И ничего, понравился. После этого хорошее кино даже снимать обидно.

Сериалов в советское время не было. Это были длинные художественные фильмы, разбитые на серии. Или просто — один очень длинный художественный фильм, который физически не посмотреть в один вечер. Делались они обстоятельно, неторопливо, за соответствующие деньги. И именно поэтому качество их было много выше, чем у рядового (40 названий в один день только по 6 телевизионным каналам!) современного сериала. Кроме того, их было мало, они десятки раз пересматривались и становились почти предметами культа («Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»).

Panahi
Subscribe2018
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»