18+
' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Сериалы. Произведения искусства

Есть несколько недлинных телесериалов, снятых в последнее время, которые я считаю если и не выдающимися, то, по крайней мере, замечательными. Первым номером здесь «Бригада»: зрители ещё будут пересматривать ее много раз. Мне понравился мини-сериал «Женщина в игре без правил», он очень интересно сделан; нравится «По имени Барон»… «Штрафбат» сегодня собирает 15 миллионов зрителей — нельзя же плевать на эти 15 миллионов.

Удачей я считаю «Штрафбат». Он сделан пристойным человеком, с пристойными намерениями и на тему, которая дала возможность высказаться о важных для сегодняшнего зрителя вещах.

Я слушал «Эхо Москвы», там говорили, какая хорошая картина «Штрафбат». А я как только включил и увидел толсторожих политических заключенных в 1942 году (а именно тогда пайку уменьшили вдвое), так мгновенно и выключил… Говорят, что там дальше очень страшно. Все были потрясены. Наконец, открыли для себя, как мы выиграли в этой войне и как плохо начальство обращалось со своим народом.

«Штрафбат» — это большой успех, и это хорошая работа. Из того, что делали мы, мне нравятся «Идиот», «Бригада», «Тайга»… «Каменская», которая идет уже четвёртый сезон… Очень люблю «Закон» Саши Велединского: по-моему, его до конца не оценили. «Улицы разбитых фонарей», со всеми их клонами и бесконечными сменами состава, — неровный фильм. Но как бы ни относиться к его качеству, это первый сериал, полюбившийся миллионам. А иного критерия оценки для телевизионного продукта быть не может — смотрит страна или не смотрит страна.

Я даже «Закон» к «произведениям искусства» не причисляю, хотя многие считают, что он снят именно в кинематографической эстетике. Как сериал может стать искусством, каким образом? Если это и искусство, то разве что прикладное. Есть удачные обои, есть хорошая керамическая плитка, и конечно, есть приличные сериалы. Но ведь кинофильм — это нечто жёстко фиксированное и протяжённое во времени. Там монтаж, архитектура, композиция. Фильм длится два часа, максимум два сорок, и ты не можешь кофе пить, по телефону болтать, в туалете сидеть в это время — потому что ты не хочешь пропустить ни одной склейки, ни одной существенной детали. Даже «Бригада», при всём её небывалом для телевидения художественном качестве — никакое не искусство, а просто очень сильная режиссерская работа.

То, что я видел, мне абсолютно неинтересно. Это не только другой уровень мастерства, профессии — это просто другой уровень сознания, другая ментальность. Я бы вообще сказал, что произошла мутация. Интеллигенция перестала быть интеллигенцией в том смысле, в каком мы всегда её понимали и в каком она всегда существовала. Она распалась на каких-то отдельных представителей. И это особенно видно по сериалам: сколько их производят, сколько зрителей их смотрят. Профессиональные кинематографисты соглашаются работать на конвейере, быстро, кое-как, тяп-ляп. Это не имеет никакого отношения к искусству, и даже если это будет сделано со всей тщательностью, искусством не станет.

Пожалуй, только «Бригада». Это, конечно, совсем не произведение искусства, особенно последние серии — но именно «Бригада» задала профессиональную планку, после нее стало невозможно делать сериалы в том количестве и том качестве, которые были раньше.

1990-е гг. были тяжелым временем для кинематографистов, сориентированных на жанр, на массовый зрительский интерес. В отсутствие проката они были в большей степени не у дел, нежели режиссеры-авторы. Сериалы здесь сослужили очень своевременную службу. Я рад, что благодаря телевизионному производству не потерялся Дмитрий Светозаров. Его сериал «По имени Барон», пожалуй, можно оценивать в категориях телевизионного искусства.

В Интернете есть сайт, где проводится голосование, и там попеременно лидируют «Каменская» и «Дальнобойщики». «Баязет» вызвал настоящий фурор, я даже не ожидал такого рейтинга от исторического сериала. И, наверное, еще надо назвать «Убойную силу». Мои же личные предпочтения чрезвычайно субъективны: мне, например, не нравится ни «Идиот», ни «Участок». Я считаю, что «Идиот» непомерно растянут, а «Участок» — просто фальшивка. У нас от силы 25 процентов сериалов действительно достойны внимания. Остальные 75 — это однодневки, по разным соображениям произведенные: например, человек ухватил деньги, сделал «тяп-ляп» и быстро выпустил сырой продукт.

Мой ответ в любом случае некорректным. Во-первых, потому что я – один из участников процесса. Во-вторых, накопился негатив по поводу проблемы оценки. Поляризация сил – я имею в виду телеакадемию – выходит за рамки разумного. Сериалы, как и все телевизионное искусство, стало предметом выяснения внутрикорпоративных отношений. Ни тени объективности… Узок круг революционеров, они страшно разобщены. У нас есть только рейтинги – на которые тоже, к сожалению, нельзя полагаться.

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»