18+
' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Сериалы. Конец сериального бума?

Есть взлеты и падения, верхняя точка взлета — это бум. Он долговечным не бывает, скоро начнётся спад. Слабые сериалы неизбежны, потому что изобретательность авторов имеет свои границы и пределы. Но и зрители уже учатся отличать качественный продукт от лабуды, так что каналы будут вынуждены делать сериалы дороже, чтобы они получились лучше.

Разумеется, этот бум долговечен — как и во всём мире. Но маловероятно, чтобы уровень бесконечно повышался. Скорее всего, он остановится на какой-то планке, необходимой для рынка. И качество, которое будет превышать эту планку, которое будет уже отмечено знаком «искусства», окажется ненужным телевидению и продюсерам — его станут намеренно занижать. Ведь искусство — это всегда что-то новое и неожиданное. Сомневаюсь, что из него можно будет выжимать эти их знаменитые рейтинги.

Этот бум возник самым естественным образом: оказалось, что вечером люди хотят смотреть не концерт, не ток-шоу, а новую серию русского фильма. Сейчас безумный ажиотаж уже заканчивается. Каналы всё лучше понимают, чего они хотят, какими должны быть фильмы, что имеет шанс на успех, а что нет. Сериалы будут меняться, но они останутся: ведь это потребность, заложенная в нас природой. Самое любимое, что есть у человека, начиная с детства, — это сказка или история с продолжением. Ребенок ложится спать, приходит бабушка, рассказывает ему сказку, потом на самом интересном месте говорит: остальное завтра, если будешь себя хорошо вести. Хорошая бабушка может рассказывать одну историю годами.

Бум уже заканчивается. Сейчас, к этому сезону, основные четыре канала — Первый, Второй, НТВ, СТС — имеют по две линейки сериалов. Я думаю, что все перейдет в плановое производство телесериалов разных форматов. После «прайма» наступит период «пред-прайма» (17–19 часов), потом понадобятся утренние сериалы, детские и т. д.: там, конечно, ещё нераспаханная целина. И всё же это будет уже не «бум» в полном смысле слова. Безумие потихоньку затихает. Это года два назад любой сериал попадал в эфир, и потому в это производство ринулось огромное количество профессионалов и непрофессионалов. А чтобы сегодня попасть в эфир большого канала, надо сделать сериал, который способен собрать достаточную аудиторию. В программных службах теперь уже вполне могут сказать: «этого нам не нужно ни за какие деньги».

То, что вы называете бумом, будет всегда — только слово это выйдет из употребления. Оно возникло от новизны ситуации, от непривычки. А объем производства не уменьшится — он увеличится. Например, в Германии ежедневно на экране, на разных каналах показывают 12 сериалов. Есть сериалы, которые идут по 15 лет, а один сериал показывают уже 43 года. И у нас такие долговременные сериалы будут. Ведь немецкие сериалы — это целая империя: гигантские павильоны, параллельно работающие группы, пять журналов, которые этот сериал рекламируют… Вся страна это смотрит, а они каждый день снимают, и снимают очень хорошо. Это серьезная школа и огромный труд: группа авторов за полгода выматывается так, что потом два года отдышаться не может. Но за это время они зарабатывают приличные деньги. Это высокоразвитая индустрия. Российское телевизионное производство неизбежно к такому придет.

Бум телесериалов, на мой взгляд, абсолютно не связан с пожеланиями публики, на которые так любят ссылаться. Никакой обратной связи нет — производители сериалов сидят как в затонувшей лодке. Нужно это людям, не нужно — мы ничего про это не знаем. Рейтинги — дело лукавое. Их составляют и ими козыряют люди, которые с замечательным упорством тратят бюджетные народные деньги якобы на тот же самый народ. Но это абсолютно самоценная, саморазвивающаяся структура. Вот говорят: «каков народ, такое и искусство». А мне в это что-то не верится. Я в этом смысле патриот, куда больший, чем те люди, которые заказывают и снимают безразмерную халтуру про любовь к родине-матери. Я не считаю, что наш народ — болван.

«Сериальный бум» продлится, я думаю, лет пять, а то и все десять. Все больше каналов выходит на федеральный уровень, телевидение растет, а сериалы — лакомый для зрителя кусок телевизионного пирога. Да и кино вне телевидения развиваться пока не может: нет продюсеров, которые создали бы твердую основу для дальнейшего кинопроизводства. Так что, скорее всего, объёмы сериального производства будут оставаться на том же уровне, что и сейчас. Или даже вырастут.

Что значит «бум»? Бума-то, как такового, нет. Никто ещё не конкурирует в качестве, пока нужно только количество. Рынок насыщается, насыщается… но это ещё далеко не пик производства. Пока есть только прайм-тайм: нет сериалов для детей, рассчитанных на детское время; очень мало сериалов для домохозяек. Я думаю, что пик наступит в следующие несколько лет. А дальше пойдёт жесточайший отбор. Сейчас просто заполняется эфир, и кажется, что его утроба ненасытна. Так появляется целый ряд т.н. работ, которые смотришь и думаешь: «Я сошла с ума или я действительно это вижу?». Этого не объяснишь никакими взятками, никакими откатами — миллионы долларов надо дать, чтобы заставить кого-то поставить вот «это» в эфир.

Думаю, что сегодняшний сериальный объём, то есть примерно около полутора тысяч часов, которые сейчас совокупно выпускают пять-шесть основных каналов, существенно расти уже не будет. Сложившаяся рыночная модель зафиксируется и начнёт развиваться уже «вглубь», а не «вширь» — в сторону не увеличения количества, а улучшения качества. Кроме того, произойдёт — уже происходит — диверсификация продукции. Через два-три года на церемонии ТЭФИ придется создавать разные номинации для телекино. Введут, я думаю, понятие «мини-сериала», разведут по номинациям разные сериальные жанры. На телевидении станут равно успешно сосуществовать длинные сериалы, которые на любом канале являются «локомотивами» рейтинга, и маленькие красивые работы наших лучших режиссёров.

Я бы не называл это «бумом», по крайней мере в нашем отечестве. Сериалы для нас дело относительно новое, просто бурно заявляет о себе и заполняет собою все новая отрасль теле-киноиндустрии. Стадия «первоначального накопления капитала» всегда агрессивна, шумна, тороплива и криминальна. (Скороспелая халтура тоже криминал — художественный). Остается ждать, что законы рынка и зритель все расставят на свои места, как это худо-бедно, но произошло на Западе: есть там и хорошее кино, и плохие сериалы — все в примерно устоявшейся пропорции.

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»