18+
' . $issue->category_nicename .'

Сеансу отвечают: Прокат. Выход фильма в кино, на DVD и ТВ

В идеале хотелось бы иметь американскую модель, когда фильмы выходят через шесть месяцев после театрального проката на видео, и еще через год или полгода — на телевидении. Чем крупнее кино, тем дольше имеет смысл его «выдерживать». Но в нашей стране это невозможно из-за пиратства. В этой печальной ситуации производители идут на компромиссы. Мы пытаемся сейчас экономическими мерами бороться с пиратами. Но беспокоит и раздражает пассивная позиция государства. К сожалению, это тот вопрос, где только государство может что-то всерьез изменить.

Вы можете быть наивным человеком, и, как положено, не выпускать картину на DVD, пока она не пройдет на экранах. Но как только появилась первая копия — все, картина у вас украдена. Бороться с этим невозможно. Наши правоохранительные структуры не заботит проблема пиратства. Значит, кому-то это выгодно. Когда я заявил в газете, что у нас прокатом руководят бандиты, мне начали поступать угрозы. Я обратился в Госкино, я даже направил туда проект закона, регламентирующего прокат — пять тысяч долларов потратил на юридическую разработку. Не получил никакого ответа. Разумеется, именно от безысходности никто не ждет с выпуском картины на DVD.

Это связано исключительно с пиратством. Если фильм вышел в кинотеатре, чтобы ты не делал, через неделю он будет на DVD. Проще самому это сделать, всем удобнее будет.

Это просто попытка опередить пиратов. Две трети у нас собирают не лицензионные кассеты. С этим нужно бороться, но без поддержки правительства не победить.

Конечно, прежде всего, это результат неверия в прокат. Но причина еще и в том, что продюсеры чаще всего пользуются государственными средствами, и им наплевать на возврат денег. Господдержка не предполагает возврата. Только у нас такое возможно. А должно быть как в Америке: сначала театральный прокат, через полгода видео, еще через год телевизионный. Тогда можно собрать всю сумму за фильм.

Такова политика прокатчиков. А «Ночной Дозор» — случай особый. Производители не побоялись выпустить лицензионное DVD во время проката фильма, демонстрируя тем самым, что мощи их рекламной кампании хватает на то, чтобы удерживать интерес кинозрителя. И в тоже время они заняли видеорынок. Но это нестандартная практика, потому что это нестандартный проект. В мире фильмы выходят на видеорынок минимум через полгода.

Это инерция прошлого. Был момент полного отчаяния, когда все понимали, что пиратские копии выходят ровно в тот день, когда ты отправил картину в регион. Но вот самый модный сюжет сезона — пираты легализованы, и с ними начинают сотрудничать. Что правильно. Другого пути у производителей нет. Ведь известны цифры: на контроль видеорынка нужно тратить весь годовой бюджет Госкино, и того не хватит. Поэтому умные люди начали «сращиваться» с пиратами. На рынке появились не только дорогие диски картины «72 метра» (с бонусами и прибамбасами), но и официальные диски совершенно другой стоимости, реализованные через пиратов. Это стало революционным экономическим прорывом. Так же вышел «Ночной дозор». У «Богини» между премьерой и релизом было две недели — и не проскочила ни одна пиратка. Конечно, пираты нервничают, у них появляются штрейкбрехеры и проч. Но уже найдены пути как-то согласовывать с ними свои действия. В идеале между кинорелизом и телепоказом должно быть хотя бы полгода. А вот оптимальный разрыв между кинорелизом и выходом DVD неясен: есть ощущение, что это две разные аудитории.

Сегодня 60 % дохода киностудий во всем мире приносит рынок DVD. А кинотеатр используется лишь для снятия первых сливок и рекламы фильма. Раньше считалось, что фильм должен выходить на DVD не раньше, чем через полгода после премьеры. Сегодня это не является правилом. Вот «Матрица-2» вышла в аккурат через 4 месяца после официальной премьеры. Кинотеатральный прокат сейчас — всего лишь один из сегментов рынка. Он перестал быть для фильма основным путем к зрителю. «Корпорация монстров», через год (!) после премьеры выпущенная на DVD, в первый же день продаж собрала на двадцать миллионов больше, чем за премьерный уик-енд. Факт налицо: во всем мире для продюсера телевизионный рынок и рынок DVD становится экономически гораздо более важным. Получается, что прокат фильма в кинотеатре — это сегодня способ промоушна фильма на DVD и других носителях. А в России еще и пираты не дают медлить с выпуском на DVD.

Не думаю, что кинопрокат это своеобразный промоушен для DVD. Если этого до сих не произошло в Америке, то почему это должно случиться в России? Все-таки есть четкие законы бизнеса.

Дело в том, что ни DVD, ни home video серьезных денег продюсерам не приносят — слишком велики масштабы пиратства. Основной доход все равно приносит прокат. А выпуск фильма на кассетах и дисках — одно из правил продвижения продукта на рынок. DVD не может перекрыть интерес кинозрителя. И лучше уж выпустить фильм самой, не дожидаясь пока появятся чудовищные копии-“тряпки”.

Сейчас, если фильм способен работать в кинопрокате, мы уже стараемся придержать его выход на видео. Предыдущую картину мы выпускали одновременно и в прокат, и на кассетах, а уже «Всадника» выпустили на видео спустя два месяца. Сегодня разрыв может быть и больше — до шести месяцев. Дело в том, что прокат начинает реально работать. Я уже вижу конкретные примеры: «72 метра» собрали более двух миллионов, «Всадник» примерно столько же.

Когда есть договор о господдержке, дистанция между началом кинопроката зрительского фильма и телевизионным эфиром должна быть один год. Ответственный продюсер и сам не будет ее сокращать, чтобы зритель не привыкал к тому, что через полгода он любую картину увидит в эфире. Есть договор или нет, мы стараемся эту норму выдержать. Предполагается, что в новой редакции Закона о кино, эта норма — год или полтора — будет предусмотрена. А с DVD ситуация следующая. Этот рынок возник резко — когда, в конце 2002 г., количество плейеров на душу населения достигло нужной величины — и сразу был полностью оккупирован пиратами. Это заставляет наших продюсеров почти сразу выпускать картины на DVD, хотя в мире это обычно происходит через полгода. Но сейчас этот рынок претерпевает существенные изменения — его уже можно назвать полупиратским. Пиратские конторы укрупняются и некоторым образом легализуются. Но я не думаю, что это существенно увеличит дистанцию между премьерой и выходом фильмов на DVD. Я склонен думать, что релизы, на самом деле, не слишком влияют на посещаемость кинотеатров. Кто ходит в кино — тот все равно ходит в кино.

То, что продюсеры одновременно выпускают фильм на экран и видео — не недоверие к кинотеатрам, а максимально быстрое расширение аудитории. Главные кинотеатральные сборы делаются на старте, а далее присутствие фильма в прокате становится идеальной рекламной кампанией для DVD-видео.

Амбивалентность
ALIEN
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»