6


Я хотела бы разделить две вещи: влияния и заимствования. Я согласна с тем, что заимствовать у Бергмана практически невозможно. Дело в том, что внутреннее накопление мастерства и идей у Бергмана обретает законченную форму. Этот художественный результат является лишь логическим завершением внутреннего, замкнутого, самоцельного процесса. Бергман менее чем кто бы то ни было может быть назван кинорежиссером. Он лишь фиксирует на пленке то, что было начато и закончено задолго до того, как съемка началась, не прекращалось от фильма к фильму и продолжается сейчас, вне кино, — в прозе, на теат-ральных подмостках и в самой его жизни. То, что Бергман действительно был одним из немногих, кто внес вклад в само образование киноязыка, и что кажется противоречием тому, что я сказала, — как будто получилось само собой, как одна из побочных, ненарочных коллизий его творчества. Нельзя сказать, что нет видимого глазу приема — он есть, и он бывает нарочитым, — тем не менее он невычленяем и не доступен ни подражателю, ни ученику. Этот прием можно увидеть, осознать и проанализировать, но его нельзя изъять и присвоить — так как он есть часть неделимого целого, которое не ограничивается пространством одного фильма. Однако почти исключая возможности заимствований, Бергман тем не менее оказал грандиозное влияние. Он ввел в поле зрения кинема-тографа такие вещи, которые до него никем не рассматривались как материал для фильма. Он сказал, что — можно. Что распадающийся брак или угасающий роман, любовь-ненависть сестер или соперничество отца с сыном, отношения человека с собственной старостью или своим же одиночеством — вообще путь: человека к Богу, человека к другому человеку или к самому себе — привилегия не только романа, драмы и философского трактата — но и кинематографа. Это право, данное им самому себе и данное им кинематографу, и оказалось (только оно!) предметом заимствования. Присвоенное другими — оно приносило и благодатные, и отрицательные результаты. С одной стороны, породило бессчетное количество неумелых копий, даже отчасти не приближенных к оригиналу. С другой же стороны, вместе с Бергманом и благодаря ему экзистенциалистская ересь вошла в кинематографический обиход, безусловно обогатила прежде всего жанровое кино. В частности, психологическую и семейную драму.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: